Новости Воронежской и Борисоглебской епархии

28 Августа 2017
Накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил в Благовещенском кафедральном соборе всенощное бдение и Чин погребения Божией Матери.

В совершении богослужения Его Высокопреосвященству сослужили клирики кафедрального собора.

На Великой вечерне была совершена лития - прилежное моление о всем мире - и благословение хлебов.

Чин Погребения, совершенный в составе всенощного бдения накануне праздника, имеет Иерусалимское (Гефсиманское) происхождение и является подражанием Чину погребения Христа Спасителя на утрени Великой субботы. Он именуется также "Похвалы, или священное последование на святое Преставление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии".

После мирной ектении на утрени, на "Бог Господь" распевом подобна "Благообразный Иосиф..." пелись особые тропари чина Погребения:

БЛАГООБРАЗНЫХ УЧЕНИК ЛИК НЫНЕ БОЖЕСТВЕННЫЙ, О ЧЕСТНАЯ, НЕСКВЕРНОЕ ТЕЛО ТВОЕ СЛЕЗАМИ ЧИСТЫМИ ОМОЧИВ, ЯКО АРОМАТЫ, ВО ГРОБЕ ЧЕСТНЕ ПОГРЕБАЯ ПОЛОЖИ: НО ТРИДНЕВНО ПРЕСТАВИЛАСЯ ЕСИ, ВЛАДЫЧИЦЕ, ПОДАЮЩИ МИРОВИ БОЖЕСТВЕННУЮ МИЛОСТЬ.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:

ЕГДА СНИЗШЛА ЕСИ К СМЕРТИ, ЖИВОТА МАТИ БЕЗСМЕРТНАЯ, ТОГДА АД УДИВИСЯ И УЖАСЕСЯ СТРАШНО: ЕГДА ЖЕ УЗРЕЛАСЯ ЕСИ ПРЕСТАВЛЬШИСЯ НА НЕБЕСА, МАРИАМ, ОТ ГРОБА, ВСЯ СИЛЫ НЕБЕСНЫЯ ВЗЫВАХУ: ЖИВОНОСНАЯ МАТИ ЖИВОТА НАШЕГО, СЛАВА ТЕБЕ.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь:

СВЯЩЕННЫМ УЧЕНИИКОМ, В ГЕФСИМАНИЮ ТЕЛО МАТЕРЕ БОЖИЯ НОСЯЩИМ, ПЕСНЬ, ЮЖЕ ВОЗГЛАШАЮ, ПРИЛИЧНА ЕСТЬ. СЕГО РАДИ ХРИСТА МАТЕРИ ВОИСТИННУ, ЕДИНЕЙ БОГООТРОКОВИЦЕ ВОЗОПИЙТЕ: ВОСТАНИ, О ВЛАДЫЧИЦЕ, ПОДАЮЩИ ВСЕМ ВЕЛИЮ МИЛОСТЬ.

При пении тропарей митрополит Сергий в сопровождении священников и диаконов со свечами и кадилами, изнес из алтаря Плащаницу Пресвятой Богородицы и вложил ее в икону праздника, размещенную в центре храма.

После троекратного каждения святой Плащаницы Архипастырь совершил полное каждение храма. Затем Владыка Сергий на кафедре положил начало "Похвалам" - к каждому стиху 17-й кафизмы читались умилительные тропари, чередующиеся со 176 стихами 118 псалма (17-й кафизмы):

ЖИЗНЬ ВО ГРОБЕ ПОЛОЖИЛСЯ ЕСИ ХРИСТЕ, И МАТЕРЬ ЖИВОТА ПОЛАГАЕТСЯ: СТРАННОЕ ВИДЕНИЕ АНГЕЛОМ И ЧЕЛОВЕКОМ.

МАРИАМ, КАКО УМИРАЕШИ, ЖИЗНЬ ВЕРНЫХ? КАКО ГРОБ ВМЕСТИ ТВОЕ ТЕЛО, ВМЕСТИВШЕЕ НЕВМЕСТИМАГО ВСЕМИ?

ОКРЕСТ ОДРА ТВОЕГО ПРЕДСТОЯЩЕ, ТЕПЛЕ ВЗЫВАЕМ ТЕБЕ, ДЕВО: ПОМИЛУЙ, ВСЕСВЯТАЯ, СПАСИ ВСЕХ ВЕРНЫХ.

НЫНЕ ПРИЯТ НЕБО ПРЕСЛАВНО ЦАРИЦУ ВСЕЛЕННЫЯ, И ВЕСЕЛИТСЯ, ЦАРСТВУЮЩУЮ ЗРЯ С БОГОМ.

АЩЕ И СОКРЫВАЕШИСЯ ВО ГРОБЕ МАЛЕМ, ДЕВО, НО САМОЕ НЕБО ТЕБЕ ОТВЕРЗЕСЯ, И НА ПРЕСТОЛ ПРИЯТ ТЕБЕ БОГ.

НЕ ОСТАВИ НАС НЫНЕ СИРЫХ, МАТИ, ОТ ЗЕМЛИ НА НЕБО НЫНЕ ВЗЕМЛЕМА, СОПРЕБЫВАТИ ИМУЩАЯ СЫНУ И БОГУ.

О РАДОСТИ НЕИЗРЕЧЕННЫЯ! О ЧЕСТИ БЕЗМЕРНЫЯ! МАРИАМ СО ИИСУСОМ СЫНОМ СВОИМ ЦАРСТВУЕТ НА НЕБЕСИ И НА ЗЕМЛИ.

Похвалы на 3-й "статии" были пропеты духовенством с певчими мужского хора попеременно со смешанным хором на распев Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры:

РОДИ ВСИ (т.е. все поколения народов и племен) ПЕСНЬ ПОГРЕБЕНИЮ ТВОЕМУ ПРИНОСЯТ, ДЕВО.

В РАДОСТЬ СЫНА ТВОЕГО ОТХОДИШИ БОГОМАТИ, И ВЕСЕЛИШИСЯ И РАДУЕШИСЯ.

СЛАВА ТЕБЕ, БОГОРОДИЦЕ, СЛАВА ТВОЕМУ РОЖДЕСТВУ, СЛАВА И УСПЕНИЮ!

По окончании трех "статей" с похвалами хоры попеременно исполнили торжественные, исполненные радостью победы над смертью тропари:

"БЛАГОСЛОВЕННАЯ ВЛАДЫЧИЦЕ, ПРОСВЕТИ МЯ СВЕТОМ СЫНА ТВОЕГО.

ПОЧТО РАДОСТЬ СО СЛЕЗАМИ, БОГОПРОПОВЕДНИЦЫ, РАСТВОРЯЕТЕ? ПРИШЕД БЛИЗНЕЦ, СВЫШЕ ВРАЗУМЛЯЕМЬ, ПРИГЛАШАШЕ АПОСТОЛОМ: ВИДИТЕ ВЫ ПОЯС, И УРАЗУМЕЙТЕ, ДЕВА ВОСКРЕСЕ ОТ ГРОБА.

БЛАГОСЛОВЕННАЯ ВЛАДЫЧИЦЕ, ПРОСВЕТИ МЯ СВЕТОМ СЫНА ТВОЕГО.

УЧЕНИК, НЕВЕРИВЫЙ, ВЛАДЫЧИЦЕ, ВОСКРЕСЕНИЮ СЫНА ТВОЕГО, НЫНЕ УВЕРЯЕТ ПРОЧИХ О ВОСТАНИИ ТВОЕМ, ГЛАГОЛЯ: РЫДАНИЯ ВРЕМЯ ПРЕСТА, НЕ ПЛАЧИТЕ, ВОСКРЕСЕНИЕ ЖЕ ДЕВЫ РЦЫТЕ.

БЛАГОСЛОВЕННАЯ ВЛАДЫЧИЦЕ, ПРОСВЕТИ МЯ СВЕТОМ СЫНА ТВОЕГО.

БОГОНОСНЫМ, ДЕВО, УЧЕНИКОМ СОБРАВШИМСЯ КО ГРОБУ ТВОЕМУ И РЫДАЮЩИМ, ЯВИВЫЙСЯ ФОМА РЕЧЕ, ГЛАГОЛЯ: ЧТО С МЕРТВЫМИ ЖИВУЮ ПОМЫШЛЯЕТЕ? ВОСКРЕСЕ БО, ЯКО БОГА РОДИТЕЛЬНИЦА...".

Эти тропари составлены по образцу тропарей "по Непорочнах", поемых на воскресных богослужениях. Этим подчеркивается, что воскресение Христа Спасителя открыло путь к воскресению и всему человечеству: "Верующий в Меня, если и умрет - оживет" - говорит Господь во святом Евангелии (Ин. 11: 25).

После совершения полиелея и чтения Евангельского зачала митрополит Сергий совершил поклонение святой Плащанице Богородицы и помазал духовенство и прихожан освященным елеем.

По 6-й песни канона духовенством у Плащаницы был пропет кондак праздника "В молитвах неусыпающую Богородицу..." напева Киево-Печерской Лавры, а по 9-й песни - светилен: "Апостоли от конец совокупльшеся зде, в Гефсиманийстей веси погребите тело Мое, и Ты, Сыне и Боже Мой, приими дух Мой".

При пении погребального "Трисвятого" по Великом славословии святая Плащаница была обнесена вокруг Благовещенского кафедрального собора, что символизировало шествие апостолов в Гефсиманию с телом Пресвятой Богородицы к месту Ее погребения.



ССЫЛКА ПО ТЕМЕ:
Богослужебные тексты Чинопоследования Погребения Пресвятой Богородицы