Новости Воронежской и Борисоглебской епархии

29 Августа 2013
Было совершено "Последование на преставление Пресвятой Богородицы", имеющее в основе Иерусалимское последование, составленное по подобию службы Великой Субботы.

Накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы - престольного праздника Успенского храма при Воронежской Православной Духовной семинарии - преподаватели и студенты всех отделений ВПДС, а также абитуриенты, недавно сдававшие экзамены на поступление в духовную школу, встречали своего Архипастыря, митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия, прибывшего для совершения праздничного богослужения.

В совершении всенощного бдения Его Высокопреосвященству сослужили ректор ВПДС игумен Иннокентий (Никифоров) и преподаватели духовной школы в священном сане.

В составе всенощного бдения было совершено "Последование на преставление Пресвятой Богородицы", иначе называемый чин Погребения Божией Матери.

Этот чин имеет в основе Иерусалимское последование, составленное по подобию службы Великой Субботы. Особо торжественно он совершается в Иерусалиме, в Гефсимании, на месте погребения Богоматери. Служба погребения Божией Матери в одном из греческих изданий конца XIX века (Иерусалим, 1885 г.) носит название "Священное последование на преставление Пресвятой Владычицы нашей и Приснодевы Марии". Она открыта в рукописях (греческих и славянских) не ранее XV века и составлена несколькими греческими песнопевцами сравнительно поздних времен, среди которых имя великого ритора Еммануила. Служба совершается по подобию службы утрени Великой Субботы, и основная часть ее - "Похвалы", или "Непорочны", - представляет собой очень искусное подражание великосубботним "Похвалам". В XVI веке она была широко распространена на Руси. Потом эта служба была почти забыта.

В Синодальный период (в XIX в.) чин погребения Божией Матери совершался у нас в немногих местах: в Московском Успенском соборе; в Киево-Печерской Лавре, в Костромском Богоявленском монастыре и в Гефсиманском скиту (близ Троице-Сергиевой Лавры). В настоящее время это весьма умилительное богослужение, наполненное трогательных и, вместе с тем, торжественно-праздничных молитвословий, совершается повсеместно и собирает множество православного люда.

При пении тропарей на "Бог Господь" из алтаря была изнесена Плащаница Пресвятой Богородицы, у которой были прочитаны особые "Похвалы" - умилительные тропари, чередующиеся со стихами 17-й кафизмы.

"ЖИЗНЬ ВО ГРОБЕ ПОЛОЖИЛСЯ ЕСИ ХРИСТЕ, И МАТЕРЬ ЖИВОТА ПОЛАГАЕТСЯ: СТРАННОЕ ВИДЕНИЕ АНГЕЛОМ И ЧЕЛОВЕКОМ".

"МАРИАМ, КАКО УМИРАЕШИ, ЖИЗНЬ ВЕРНЫХ? КАКО ГРОБ ВМЕСТИ ТВОЕ ТЕЛО, ВМЕСТИВШЕЕ НЕВМЕСТИМАГО ВСЕМИ?"

"ОКРЕСТ ОДРА ТВОЕГО ПРЕДСТОЯЩЕ, ТЕПЛЕ ВЗЫВАЕМ ТЕБЕ, ДЕВО: ПОМИЛУЙ, ВСЕСВЯТАЯ, СПАСИ ВСЕХ ВЕРНЫХ".

"НЫНЕ ПРИЯТ НЕБО ПРЕСЛАВНО ЦАРИЦУ ВСЕЛЕННЫЯ, И ВЕСЕЛИТСЯ, ЦАРСТВУЮЩУЮ ЗРЯ С БОГОМ".

"АЩЕ И СОКРЫВАЕШИСЯ ВО ГРОБЕ МАЛЕМ, ДЕВО, НО САМОЕ НЕБО ТЕБЕ ОТВЕРЗЕСЯ, И НА ПРЕСТОЛ ПРИЯТ ТЕБЕ БОГ".

По окончании 3-х "статей" с похвалами, при совершении Архиереем полного каждения храма, хор исполнил торжественные, наполненные радостью победы над смертью тропари:

"БЛАГОСЛОВЕННАЯ ВЛАДЫЧИЦЕ, ПРОСВЕТИ МЯ СВЕТОМ СЫНА ТВОЕГО.

ПОЧТО РАДОСТЬ СО СЛЕЗАМИ, БОГОПРОПОВЕДНИЦЫ, РАСТВОРЯЕТЕ? ПРИШЕД БЛИЗНЕЦ, СВЫШЕ ВРАЗУМЛЯЕМЬ, ПРИГЛАШАШЕ АПОСТОЛОМ: ВИДИТЕ ВЫ ПОЯС, И УРАЗУМЕЙТЕ, ДЕВА ВОСКРЕСЕ ОТ ГРОБА.

БЛАГОСЛОВЕННАЯ ВЛАДЫЧИЦЕ, ПРОСВЕТИ МЯ СВЕТОМ СЫНА ТВОЕГО.

УЧЕНИК, НЕВЕРИВЫЙ, ВЛАДЫЧИЦЕ, ВОСКРЕСЕНИЮ СЫНА ТВОЕГО, НЫНЕ УВЕРЯЕТ ПРОЧИХ О ВОСТАНИИ ТВОЕМ, ГЛАГОЛЯ: РЫДАНИЯ ВРЕМЯ ПРЕСТА, НЕ ПЛАЧИТЕ, ВОСКРЕСЕНИЕ ЖЕ ДЕВЫ РЦЫТЕ.

БЛАГОСЛОВЕННАЯ ВЛАДЫЧИЦЕ, ПРОСВЕТИ МЯ СВЕТОМ СЫНА ТВОЕГО.

БОГОНОСНЫМ, ДЕВО, УЧЕНИКОМ СОБРАВШИМСЯ КО ГРОБУ ТВОЕМУ И РЫДАЮЩИМ, ЯВИВЫЙСЯ ФОМА РЕЧЕ, ГЛАГОЛЯ: ЧТО С МЕРТВЫМИ ЖИВУЮ ПОМЫШЛЯЕТЕ? ВОСКРЕСЕ БО, ЯКО БОГА РОДИТЕЛЬНИЦА...".

Эти тропари составлены по образцу тропарей "по Непорочнах", поемых на воскресных богослужениях - этим подчеркивается, что воскресение Христа открыло путь к воскресению и всему человечеству: "Верующий в Меня, если и умрет - оживет" - говорит Господь во святом Евангелии (Ин. 11, 25).

При пении погребального "Трисвятого" по Великом славословии святая Плащаница была обнесена вокруг Благовещенского кафедрального собора, что символизировало шествие апостолов в Гефсиманию с телом Пресвятой Богородицы к месту Ее погребения.



ССЫЛКА ПО ТЕМЕ:
Богослужебные тексты Чинопоследования Погребения Пресвятой Богородицы (на церковно-славянском языке)