Новости Воронежской и Борисоглебской епархии

17 Февраля 2014
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Воронежской епархии протоиерей Андрей Скакалин и клирики собора.

За богослужением была совершена хиротония – митрополит Сергий рукоположил выпускника Московской Духовной Академии, и.о. секретаря ученого совета Воронежской Православной Духовной семинарии иподиакона Андрея Курлыкина во диакона.

В этом году исполняется 25 лет со времени вывода советских войск из Афганистана. Памятная дата об этом событии приходится на праздник Сретения Господня. По благословению святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла 16 февраля во всех храмах Русской Православной Церкви вознесли молитвы о упокоении вождей и воинов, погибших при исполнении воинского долга за пределами Отечества. По отпусте Божественной литургии митрополит Сергий в сослужении духовенства совершил заупокойную литию. Перед ее началом владыка митрополит обратился к молящимся с Архипастырским словом:

"Дорогие отцы, братья и сестры! Я поздравляю вас с воскресным днем. Мы продолжаем праздновать Сретение Господне. И так случилось, что в эти святые дни 25 лет назад именно в праздник Сретения Господь благоволил окончить войну в Афганистане. И мы празднуем сегодня это событие – 25-летие прекращения боевых действий, которые унесли жизни десятков тысяч наших солдат и офицеров, положивших свои души за наш народ. И сегодня открывается все больше и больше фактов, которые говорят о том, что их жертва не была напрасной. Если бы наша страна не вмешалась в те процессы, которые тогда происходили в Афганистане, то волна кровавого террора и насилия, коснулась бы и всего нашего народа. И слава Богу за то, что Он по молитвам наших святых предков дает знание времен нашим правителям, и они правильно оценивают ситуацию и мудро поступают в решении тех или иных вопросов.

К воинам-афганцам относились по-разному, но мы, верующие люди, всегда молились за них и во время афганской войны, и после того, как она закончилась. Мы всегда помним, что они положили свои души, свои жизни не напрасно, но их светлый подвиг всегда живет в истории нашей страны и благодарной памяти нашего народа.

И сегодня в воскресенье, на второй день Сретения Господня, во всех храмах нашей митрополии совершаются заупокойные песнопения и службы в память о павших воинах. Я желаю всем вам с теплотой и благодарностью в сердце совершить молитву. И сейчас мы отслужим литию в память о наших воинах, павших в Афганистане".

В неделю о блудном сыне, продолжая готовить своих чад к вступлению в покаянные дни Великого поста, святая Церковь предлагает нашему вниманию трогательную притчу Спасителя о раскаянии и исправлении неразумного сына. (Лк. 15; 11-31) Еще один образ покаяния предлагает нам Христос в этом повествовании. И если в неделю о мытаре и фарисее перед нами было внутреннее раскаяние, осознание себя недостойным милостей Божиих, то нынешний пример показывает, что для обретения плодов покаяния необходимо и действие, изменение не только образа мыслей, но и всей жизни. Также накануне, во время вечернего богослужения, к обычным песнопениям добавляются слова 136-го псалма "На реках вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона…" По своему смыслу они перекликаются с Евангельским чтением. И хотя на первый взгляд в этом псалме описана сугубо историческая картина тяжести семидесятилетнего плена, пережитого еврейским народом после завоевания Иерусалима, в духовном смысле вавилонское пленение – это образ христианской души, порабощенной греху и человеческим страстям. Как и образ блудного сына, погибающего от голода в далекой чужой земле.

Рассуждая о Евангельском повествовании недели о блудном сыне, святители Игнатий (Брянчанинов) говорит:

"Ужасна пустота души, которую производит греховная жизнь! Невыносима мука от страстных греховных помышлений и ощущений, когда они кипят, как черви, в душе, когда они терзают подчинившуюся им и насилуемую ими душу! Нередко грешник, томимый лютыми помышлениями, мечтаниями и пожеланиями несбыточными, приходит к отчаянию; нередко покушается он на самую жизнь свою, и временную и вечную. Блажен тот грешник, который в эту тяжкую годину придет в себя и вспомнит неограниченную любовь Отца Небесного, вспомнит безмерное духовное богатство, которым преизобилует дом Небесного Отца – святая Церковь. Блажен тот грешник, который, ужаснувшись греховности своей, захочет избавиться от гнетущей его тяжести покаянием.

Из притчи Евангелия мы научаемся, что со стороны человека для успешного и плодовитого покаяния необходимы: зрение греха своего, сознание его, раскаяние в нем, исповедание его. Обращающегося к Богу с таким сердечным залогом, "еще далече ему сущу", видит Бог: видит и уже поспешает к нему навстречу, объемлет, лобызает его Своею благодатию. Едва кающийся произнес исповедание греха, как милосердый Господь повелевает рабам – служителям алтаря и святым Ангелам – облечь его в светлую одежду непорочности, надеть на руку его перстень – свидетельство возобновленного единения с Церковью земною и небесною, обуть ноги его в сапоги, чтоб деятельность его была охраняема от духовного терния прочными постановлениями – заповедями Христовыми. В довершение действий любви поставляется для возвратившегося сына трапеза, для которой закалается телец упитанный. Этою трапезою означается церковная трапеза, на которой предлагается грешнику, примирившемуся с Богом, духовная нетленная пища и питие: Христос, давно обетованный человечеству, приуготовляемый неизреченным милосердием Божиим для падшего человечества с самых минут его падения.

Евангельская притча – Божественное учение! Оно глубоко и возвышенно, несмотря на необыкновенную простоту человеческого слова, в которую благоволило облечься Слово Божие! Премудро установила святая Церковь всенародное чтение этой притчи пред наступающею Четыредесятницею. Какая весть может быть более утешительною для грешника, стоящего в недоумении пред вратами покаяния, как не весть о бесконечном и неизреченном милосердии Небесного Отца к кающимся грешникам? Это милосердие так велико, что оно привело в удивление самих святых Ангелов – первородных сынов Небесного Отца, никогда не преступивших ни единой Его заповеди. Светлыми и высокими умами своими они не могли постичь непостижимого милосердия Божия к падшему человечеству. Они нуждались относительно этого предмета в Откровении свыше, и научились из него тому, что им подобает "веселитися и радоватися, яко меньший брат их" – род человеческий – "мертв бе, и оживе, и изгибл бе, и обретеся" при посредстве Искупителя. Радость же бывает пред ангелами Божиими даже о едином грешнице кающемся".

Кондак Триоди в неделю о блудном сыне, глас 3:

Отеческая славы Твоея удалихся безумно, в злых расточив, еже ми предал еси богатство. Темже Ти блуднаго глас приношу: согреших пред Тобою, Отче щедрый, приими мя кающася, и сотвори мя яко единаго от наемник Твоих.



ССЫЛКА ПО ТЕМЕ:
Евангельское чтение в неделю о блудном сыне