Новости Воронежской и Борисоглебской епархии

10 Марта 2014
По окончании литургии было совершено "Последование молебного пения в неделю Торжества Православия"

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Воронежской епархии протоиерей Андрей Скакалин, ректор ВПДС игумен Иннокентий (Никифоров), настоятели городских храмов и клирики собора.

Во время Божественной литургии было совершено две хиротонии – миртополит Сергий рукоположил диакона Георгия Заридзе во пресвитера и студента 4 курса заочного отделения ВПДС иподиакона Виктора Рындина – во диакона.

По отпусте Литургии – перед началом чина Торжества Православия, Архипастырь обратился к молящимся со словами проповеди:

"Дорогие братия и сестры, я сердечно поздравляю вас с сегодняшним праздничным днем. В этом праздновании, которое совершает Святая Церковь, нет ничего от гордости или самодостаточности, здесь абсолютно нет ничего похожего на самовосхваление. Сегодняшний праздник – это напоминание и православным людям, и христианам всего мира о том, что всем нам необходимо хранить истину и не ослабевать в своем молитвенном усердии. Мы с вами знаем историю и, взирая на нее, удивляемся премудрости Божией.

Господь принес на Землю Свое Евангелие. И мы видим, что оно стало мощнейшим импульсом в духовной жизни человечества. Мы видим, как многогранно было осмыслено сокровище истины, которое Христос принес на эту Землю, и как это осмысление повлияло на все стороны жизни человека. Многие люди записывали то, что говорили апостолы или их последователи. В IV веке Святая Церковь определила свод книг – канон Священного Писания Нового Завета. Но Церковное творчество развивалось намного раньше – мы знаем, что уже со II века появились иконы. В римских катакомбах была найдена самая древняя настенная роспись, на которой христиане первой половины II столетия изобразили Богоматерь с Предвечным Младенцем так, как это принято в православной иконописной традиции. Что же произошло потом? Чем было вызвано иконопочитание и затем – противление ему?

Иконопочитание – было попыткой выразить понимание духовной сущности христианства. Попыткой человека приблизить себя к Богу, а Бога – к себе. Именно по этой причине возникла потребность в иконе. Мы знаем, что Ветхий Завет категорически отрицает любые изображения Бога. Но Завет Новый, данный Самим Сыном Божиим, реально воплотившимся в человеческой природе, дал возможность изображать Его в человеческом естестве. Потому что Христос, как истинный Бог, был и истинным человеком и пребывал на земле во плоти человеческой, благодаря чему стало возможным изображать Его в иконописи. Почему же на иконы было обрушилось столько гонений? Откуда появились целые богословские школы, отрицающие саму возможность иконопочитания? Ведь иконоборчество не было чьим-то случайным абсурдным измышлением, которым впоследствии были увлечены императоры Византии – абсолютно нет! На основе иконоборчества более ста лет строилась политика государства. И отдельные патриархи-иконоборцы были великими подвижниками и великими богословами. Но, несмотря на их личную практику высокой духовной жизни, Церковь понимала, что это внешнее благочестие и строгость жизни не дают внутренней духовной силы для нормального бытия в Православии.

Мы знаем, что императрица Феодора в IX веке положила конец иконоборческим спорам. Ныне она покоится на острове Корфу, куда ее останки были принесены вместе с мощами святителя Спиридона Тримифунтского. Это случилось потому, что Запад постепенно ушел в практику почитания изображения Бога и различных святых через искусство резьбы по камню и дереву, и западные христиане начали почитать статуи. Таким образом, они отошли от почитания святых икон. Именно поэтому когда Константинополь был разграблен и разорен, мощи святой Феодоры были уже не востребованы западными христианами. Но память святой императрицы чтили православные люди на острове Корфу, где на месте ее погребения был построен великолепный собор. Сегодня он как бы встречает всех людей, которые туда приезжают. И благочестивые паломники, прежде всего, обязательно приходят поклониться ей, как хозяйке острова и как к человеку, который сохранил иконопочитание для Православного мира.

Но эта волна иконоборчества – была не только войной духовной, но и политической – за освобождение человечества от влияния на него христианства. И то, что не удалось сделать в VII – IX веках, оказалось возможным в XV – XVI столетиях. И через несколько веков, уже после того, как пал православный Константинополь, мы вновь встречаем в истории противников иконопочитания, которые стали бороться, казалось бы, за правое дело – с обмирщением Церкви. Влияние Римо-Католической Церкви на политическую жизнь Европы действительно было очень велико. Не было ни одного императора или короля, который не короновался бы от рук Римского папы. И если он не был коронован понтификом – то он не являлся легитимным правителем. И вот тогда зародилась Реформация – движение за очищение Церкви от светскости, от внешнего лоска, от богатства. И эту работу начали с борьбы со священными изображениями. Мы вполне можем себе представить – с какой силой это делалось. Точно также боролись атеисты в прошлом веке здесь, в России с иконами и с храмами. Но только тогда, в XVI веке, храмы все еще оставляли. Но все изображения – и росписи, и иконы, просто выбрасывали из церквей, как языческую атрибутику. Первые реформаторы, боровшиеся с иконами, вели невероятно строгую жизнь. Они были действительно хранителями закона и уставы их жизни были очень аскетичными, многие из них были постниками. Их общины были основаны на фундаменте духовных и нравственных ценностей. Эти люди провозглашали возвращение якобы к первоначальной апостольской простоте, отменили все пышные богослужения, дали свободу проповеди в богослужении, которая стала занимать особое, исключительное место в истории и практике западной Церкви. И все это привело к расколу. Римо-Католическая Церковь не могла позволить такой вольности, и от нее отошло очень большая часть общества.

Но очень скоро уже близкие потомки этих людей, объявивших себя святыми, забыли о тех духовных скрепах, во имя которых их отцы и деды объявили войну с Римо-Католической Церкви. Они стали светскими людьми, начали сами заниматься политикой и философией. И эта философия, которая изначально имела источником богословие, совершенно отошла от него. Она стала абсолютно другой, в ней появились разные направления, одно из которых в конечном итоге объявило, что Бога нет. Это – идеология марксизма и позже – ленинизма, которые мы испытали на себе в недавнем прошлом. Когда государство на законодательном уровне провозгласило себя атеистическим, и это было зафиксировано в его конституции. И это государство стало преследовать христиан. Вот к чему, в конечном итоге, привела борьба с иконой.

И сейчас мы видим, наверное, уже самую последнюю фазу, кульминацию того безумства, когда люди, прикрываясь риторикой богопочитания, пишущие даже на своих деньгах о том, что они веруют во единого Бога, на самом деле строят свою жизнь и политику на лжи. Они все извратили, все перевернули, и все то, что в Священном Писании запрещено и называется грехом, объявили нормой человеческой жизни. И у нас в России есть люди, объявляющие себя православными, но при этом никакого отношения к Православию абсолютно не имеющие, которые требуют пересмотреть учение Православной Церкви. Требуют чтобы Церковь стала современной, чтобы Она ответила на те изменения жизни, которые произошли за прошедшие века, забывая, что Бог – один и Тот же и вчера, и сегодня, и завтра. И что Евангелие одно и то же – как для тех, кому проповедал Христос лично, так и для тех, кто жил спустя тысячелетия. И весь духовный опыт, который наработала за эти две тысячи лет Православная Церковь, для нас с вами является ценностью.

Поэтому отцы Православной Церкви постановили в первую неделю Великого поста совершать праздник Торжества Православия. Чтобы люди задумались над тем, как далеко они ушли от Бога, увидели, что они идут в пропасть. Поразмыслили над тем, что их имена не будут написаны в Книге Жизни. И мы с вами должны осознавать важность Православной Церкви. Нам необходимо воспринимать все происходящее вокруг нас с духовной точки зрения. Нам всем нужно благодарить Бога за то, что Россия является сегодня тем островом, который дает духовную силу для нас с вами и для всего мира. Потому что если не будет у нас этой духовной мощи, то сразу же все обрушится, придет антихрист и наступит конец мира. Поэтому и спешат международные силы как можно быстрей раскачать Православное единство народов. И то, что делается сейчас на Украине – это один из пунктов программы, которая ведет к тому, чтобы ослабить все Православие. Уже 20 лет, как Православные люди разделены на Украине по политическим мотивам. Не по вере, не по каким-либо каноническим вопросам, не по различиям в практике отправления богослужений – абсолютно нет! Это разделение осуществляется теми, кто забывает, что Церковь не должна вступать в политику, что Она выше политических движений и государственных образований, что Она не от мира сего. В Церковь должны входить люди с разными политическими убеждениями, но верующие во Христа. Чтобы их жизнь основывалась на Евангелии. Только в этом ключ к продолжению нашей истории.

И сегодня памятуя об этом, я думаю, что мы будем более откровенно и глубоко, просить Бога о том, чтобы Он подал нам мужества противостоять силам зла. Чтобы Он дал нам мудрость видеть все то, что происходит вокруг нас в мире и понимать нашу роль во всех этих событиях. Роль, которая, возможно, кажется весьма скромной, но на деле – очень важна. Потому что Сам Христос сказал нам: "Не бойся, малое стадо…. где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них…".

Помолимся, братия и сестры, вспомним всех борцов за Православие, почтим их память и попросим у Господа благословения. Чтобы Он дал силы тем нашим столпам православия, которые представляют нас не только здесь, на Земле в устройстве Церкви, но и в вечности, потому что Бог – Владыка времен. Храни вас Господь!"

Праздник Торжества Православия установлен в 843 году блаженной императрицей Феодорой после окончательной победы Православной Церкви над ересью иконоборчества в память о тех, кто в условиях жестоких гонений отстаивал всей своей жизнью истины православного учения.

Тропарь недели Торжества Православия, глас 2:

Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий, проосяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил плотию взыти на Крест, да избавиши, яже создал еси, от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.