Новости Воронежской и Борисоглебской епархии

13 Апреля 2014
Накануне праздника Входа Господня в Иерусалим митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил всенощное бдение в Благовещенском кафедральном соборе

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Воронежского епархиального управления протоиерей Андрей Скакалин и клирики собора.

Согласно богослужебному уставу на Великой вечерне была совершена лития и благословение хлебов. На утрене после чтения Евангелия владыка митрополит совершил чин благословения ваий или верб.

Обычай встречать этот праздник с ветвями верб связан с Евангельским повествованием о событиях Входа Господня в Иерусалим, в котором рассказывается о том, как очевидцы этого события срезали ветви ваий – пальм, и держа их в руках, словно триумфатора, встречали спасителя, восседавшего на молодом осленке. В России ко времени праздника традиционно распускаются вербы, ветви которых заменяют пальмы.

Сам праздник является переходящим и всегда совершается за неделю до Светлого Христова Воскресения – Пасхи. Начало праздника восходит к глубокой древности. Одно из древнейших указаний на него относится к III веку и принадлежит Мефодию, епископу Патарскому, который оставил поучение на этот день. Многие песнописцы, такие, как преподобные Андрей Критский, Косма Маиумский, Иоанн Дамаскин, Феодор и Иосиф Студиты, императоры Лев Философ, Феофан и Никифор Ксанфопул прославили праздник песнопениями, которые и теперь исполняет Православная Церковь в этот день.

Событие праздника подробно описано в Евангелиях. На следующий день после воскрешения Лазаря Христос идет в Иерусалим. Ведь чудо, совершенное в Вифании, не было конечной целью путешествия Христа в Иудею, от которого стремились удержать Его апостолы, говоря: "Равви! Давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?" (Ин. 11; 8) Его путь лежал в Иерусалим, ибо там должно было произойти исполнение всех пророчеств о Нем. После воскрешения Лазяря очевидцы этого невиданного доселе чуда радостно и самозабвенно следуют за Христом, постилая по пути свои одежды и срезая с деревьев ветви, чтобы держать их в руках – так обычно встречали триумфаторов и победителей. И вот, одно из пророчеств уже исполняется: "Не бойся, дщерь Сионова! Се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле" (Зах.; 9, 9). Но впереди – и другие. О страданиях, о смерти и о Воскресении. И те, кто с такой торжественностью встречал Мессию в древнем городе, кто возлагал на Него вековые чаяния об освобождении и мировом земном господстве иудейского народа, всего через несколько дней будут надрываясь от крика просить римского наместника Иудеи: "Распни, распни Его!"

Праздник Входа Господня в Иерусалим – это напоминание нам о суетности и непостоянстве земной славы и о незыблемости славы иной – Божией. "Осанна в вышних" - поем сегодня мы Христу, как избавителю от рабства намного более страшного, нежели того, коим так тяготились иудеи – современники Спасителя. От рабства греху и смерти, которое уничтожает не только наше человеческое достоинство, но и лишает самого ценного, что только может быть у человека – жизни. Взирая на входящего в Иерусалим Христа, мы должны помнить, что это был путь, приведший Его в конечном итоге на Голгофу. И решившись идти за ним, необходимо помнить, что и наш путь должен завершиться там же. На голгофе, где нам предстоит распять свое непослушание Богу. Чтобы увидеть тот неизреченный свет, который воссиял из Гроба Спасителя в ночь Его славного Воскресения и самим стать причастниками этой непреходящей Божественной Славы жизни вечной, дарованной нам Богом.

Тропарь праздника, глас 4:

Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся Воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

Кондак праздника, глас 6:

"На престоле на небеса, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати".