Новости Воронежской и Борисоглебской епархии

18 Апреля 2014
В Великую Пятницу миртополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил в Благовещенском кафедральном соборе вечерню с чином изнесения Святой Плащаницы

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Воронежского епархиального управления протоиерей Андрей Скакалин и клирики собора.

Богослужение вечера Страстной Пятницы вспоминает снятие Спасителя со Креста праведными Иосифом Аримафейским и Никодимом – тайными учениками Христа. О святом Иосифе Евангелие рассказывает лишь в контексте погребения Иисуса Христа, о праведном же Никодиме несколько раз упоминает апостол и евангелист Иоанн Богослов. В самом начале своего Евангелия он приводит тайную беседу Христа с Никодимом, в которой Спаситель приоткрывает завесу тайны о грядущем Крещении Духом Святым. Второе упоминание относится к спору в Синедрионе, когда Никодим – фарисей и законоучитель иудейский, защищает учение Христа, вопрошая: "судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает"? (Ин. 7; 51) И вот он и праведный Иосиф снимают с Креста Пречистое Тело своего Божественного Учителя и Господа. Их духовные переживания выражены автором стихиры, которая поется на вечерне перед изнесением Плащаницы на середину храма для поклонения:

"Тебе одеющагося светом, яко ризою, снем Иосиф с древа с Никодимом и, видев мертва нага непогребена, благосердный плач восприим, рыдая, глаголаше: увы мне, Сладчайший Иисусе! Егоже вмале солнце на Кресте висима узревшее мраком облагашеся, и земля страхом колебашеся, и раздирашеся церковная завеса: но се ныне вижу Тя, мене ради волею подъемша смерть. Како погребу Тя, Боже мой, или какою плащаницею обвию? Коима ли рукама прикоснуся нетленному Твоему Телу? Или кия песни воспою Твоему исходу, Щедре? Величаю Страсти Твоя, песнословлю и погребение Твое со Воскресением, зовый: Господи, слава Тебе".

После выноса Плащинцы по традиции читается особый канон из полунощницы, которая в Уставе разделяет Вечерню и Утреню, называемый "Канон о распятии Господа и На плач Пресвятой Богородицы", в котором гимнограф излагает скорбь Пречистой Девы о возлюбленном Сыне, распятом и погребенном.

Перед началом чтения канона миртополит Сергий обратился к молящимся с Архипастырским словом:

"Сегодня особый день. Мы знаем, что пройдет совсем немного времени, и силы зла не могут удержать Христа – Он восстанет из мертвых. Но в этот момент каждый из нас не может равнодушно слушать слова о Страданиях Господних, о Его предателе, о неправедном судье, о том, как восторжествовала и затмила умы современников Христа жалкая боязнь навлечь на себя какую-либо неприятность, из-за чего невиновный Человек был осужден на поругание и на самую позорную смерть – распятие.

Мы с вами собрались перед плащаницей – иконой с изображением Христа, который снят со Креста и полагается во гробе, чтобы научится Воле Божией о каждом из нас грешных. Чтобы подчеркнуть, что мы не с теми, кто распинал Его, а с теми духовными людьми, которые остались Ему верными. Мы с теми, кто уверовал во Христа и которые даже в тот момент, когда Он был на Кресте и уже после Его смерти, говорили, что воистину, это Сын Божий, потому что дивна Его кончина. Каждый из нас должен извлечь великий урок из этого события и дать слово своему внутреннему человеку, чтобы мы были на стороне правды, чтобы мы помнили о Том, Чьим именем мы называемся.

В эти дни мы должны усилить нашу молитву, потому что мы являемся свидетелями тех очень непростых событий, которые происходят на нашей земле. Когда все более и более тревожно заявляет о себе вражда среди наших братьев – украинцев. И мы должны понимать, что это не обстоятельства так сложились, а люди – противники Христа, так рассчитали события, что они могут развиваться подобно тем, что были в Сербии 15 лет назад. Чтобы подвести начало кровопролития к тем самым дням, когда наши благочестивые предки на протяжении 2 тысяч лет говорили о мире, и никто в эти святые дни не дерзал поднять на человека руку, а если шла война, то объявлялось перемирие. Потому что все склоняли свою голову, свое сознание перед величием Той жертвы, Которую принес Христос. И видя ничтожество своих планов и помышлений, простирались ниц перед распятием Христовым. И говорили только одно: "Ты принес мир на Землю, Ты примирил человека с Богом. Как мы можем высказывать свои обиды, свое недовольство, которые простираются в сердце человека?"

То, что происходит на Украине – это действия слуг антихриста, которые смеются над Православием. Они подошли к той черте, за которой, казалось бы, невозможно найти выход из создавшегося положения. Или обнажить меч, или оказаться жертвой. Слезы должны быть у нас на глазах за тот грех, который есть в нашем обществе. За то, что мы являемся людьми поверхностными и ничего не берем от Того в честь Кого называем себя Христианами. И это проявление с одной стороны малодушия, а с другой стороны – огромной гордости, которая не дает нам посмотреть правде в глаза. Понять, что все временно, что все мы в руках Божиих и что должно и нужно исполнять Волю Божию, которая является основой бытия для каждого человека, который живет на Земле. И Бога надо бояться, Бога надо чтить. И тогда люди, которые создают такие ситуации, будут бежать, потому что сами скажут о христианах, что эти люди внутренне сильны, подобно тому, как говорили об израильском народе его неприятели: "Как мы можем с ними воевать – с ними Бог?" Такой веры нам недостает в эти дни.

И приходя ко Гробу Господню, преклоняя колени пред величием подвига Христова и благодаря Его за человеколюбие, мы должны попросить у Него прощения и дать Ему слово, что мы будем послушны к Воле Его. Да хранит нас милосердный Господь, да простит наши прегрешения вольные и невольные. И дарует нам благословение Своей благостию, чтобы благодать Святого Духа всегда неотступно была с нами. Аминь".

Ознакомиться с текстом канона можно перейдя по ссылке внизу страницы



ССЫЛКА ПО ТЕМЕ:
Канон о распятии Господа и "На плач Пресвятой Богородицы