Новости Воронежской и Борисоглебской епархии

19 Апреля 2014
В Великую субботу митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Благовещенском кафедральном соборе

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Воронежского епархиального управления протоиерей Андрей Скакалин, клирики собора, настоятели городских храмов и священнослужители Воронежской епархии, приглашенные на богослужение для вручения церковных богослужебных наград.

Как и в навечерие праздников Рождества Христова и Богоявления, литургия по чину святителя Василия Великого совершается в этот день в соединении с вечерней. Во время вечернего входа с Евангелием правящий архиерей вручил клирикам воронежской епархии богослужебные награды к празднику святой Пасхи. По вечернем входе традиционно читаются 15 паремий из Ветхого завета, с торжественным пением библейских стихов.

Во время пения Аллилуария после апостольского чтения священнослужители переоблачаются в белые ризы, а Евангельское чтение повествует уже о Светлом Воскресении Христовом. Некоторые особенности богослужения напоминают о том, что в древности вэтот день, равно как и накануне праздников Рождества Христова и Богоявления, торжественно совершалось Таинство Крещения над оглашенными.

По отпусте митрополит Сергий по традиции богослужения Великой Субботы вознес молитву о мире в Иерусалиме и на Святой Земле, а также совершил чин благословения хлебов и вина, предусмотренный Уставом в Великую Субботу.

Этот последний день перед праздником Светлого Христова Воскресения - Пасхи, посвящен воспоминанию погребения Господа и Его сошествия во ад. Об этом в ярких образах говорят нам слова песнопений и молитв. "Егда снизшел еси к смерти, Животе безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества: егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся силы небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе". Образ поверженного ада - это не только символ Великой Субботы, но и один из ярчайших образов, изображаемых на иконе Воскресения Христова. Таким образом, этот день - словно связующее звено между скорбными воспоминаниями Страстной Седмицы и зарей Праздника праздников и Торжества из торжеств.

Евангельское чтение рассказывает в этот день не только о Воскресении Спасителя, но и о явлении Христа апостолам. Святитель Иоанн Златоуст пишет: "Христос положен был в новом гробе, в котором никто прежде не был положен, чтобы воскресение не могло быть приписано кому-нибудь другому, вместе с Ним лежащему; чтобы ученики, по близости этого места, легко могли придти и быть зрителями случившегося и чтобы свидетелями погребения были не только они, но и враги. То, что положены были печати на гроб и приставлена стража из воинов, это действительно, с их стороны было свидетельством погребения, так как Христос хотел, чтобы и погребение Его было не менее достоверно, чем воскресение. Потому-то и ученики ревностно стараются доказать, что Он действительно умер. Воскресение Его было подтверждаемо всем последующим временем: между тем, если бы смерть Его в то время была скрыта и не сделалась совершенно известною, то это могло бы повредить слову о воскресении".

"Дана Мне всякая власть на небе и на земле", - говорит Господь Своим ученикам. Нет ничего вне власти Того, Кто умер и воскрес. Всякая власть, которая существует на земле, существует либо по благословению Божию, либо по попущению Божию. Через различные исторические эпохи проходит Церковь, при разной власти она живет, но вся власть всегда принадлежит только Господу. Потому мы не должны ничего бояться. Все люди призываются к благодатному общению с Богом, со Святой Троицей. В Таинстве крещения, которое совершается властью Бога, а не человека, мы даем Богу обещание быть послушными всем Его заповедям и всем установлениям Церкви, без исключения. Основание Церкви положено Христовым Воскресением. И потому врата ада не одолеют ее. Твердо обетование Христово, что Он будет с нами, с учениками Своими, в Духе Святом во все дни до скончания века, до Второго Его Пришествия. Это значит, во всех скорбях, во всех испытаниях, в самой смерти. В заключительных словах Евангелия, которое читается на литургии Великой Субботы, много раз повторяется слово "все": "вся власть", "всем народам", "все, что Я заповедал вам", "во все дни до скончания века". Все обнимает Крестом Своим, схождением во ад и Воскресением до конца возлюбивший нас Христос. И Он ждет, что и мы ответим Ему всею жизнью и смертью своей Его Пасхальному дару.