Новости Вятской митрополии

Источник информации: Вятская митрополия
21 Мая 2015

Сегодня, 20 мая в 17.00, накануне праздника Вознесения Господня, митрополит Вятский и Слободской Марк возглавил Всенощное бдение в Вознесенской церкви п. Вахруши Слободского района.

Верующие встречали архипастыря под праздничный колокольный звон. На крыльце храма юные прихожане, поздравляя с праздником Вознесения Господня, вручили Владыке букет белых роз.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Вятской Епархии иерей Виталий Лапшин, настоятель Вознесенского храма п. Вахруши протоиерей Евгений Калчев, благочинный Слободского благочиния протоиерей Евгений Смирнов.

За Богослужением, накануне великого праздника, митрополит Марк совершил помазание елеем многочисленных прихожан храма.

Службу украсило церковное пение архиерейского хора под руководством регента Людмилы Телегиной и хора Вознесенского храма.

В завершении Богослужения Владыка поздравил верующих с праздником Вознесения Господня и обратился к прихожанам с назидательным архипастырским словом.

Напомнив о подвиге Спасителя во искупление грехов человечества, архипастырь обратил внимание на то, что после грехопадения, несмотря на все попытки, восстановить радость общения с Богом человек своими силами не смог: «Строил и Вавилонскую башню, и различные жертвенники, пытался принести те или иные жертвы… но мы подчас забываем то, что Спаситель говорит: «Без Меня не можете творити ничесоже». Что невозможно человеку, то возможно Богу. Человек не смог превозмочь свою падшую природу, и поэтому Сын Божий воспринимает на себя человеческое естество, воплощается среди людей, то есть вочеловечивается, чтобы мы все с вами обожились и пребывает среди людей. «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга», - говорит Спаситель. И высшую любовь в мире и среди людей Сам показует по Слову Своему: «Нет выше подвига, чем положить душу свою за други своя». В искупление грехов рода человеческого Сам восходит на крест, снисходит во ад и даже из преисподней выводит ветхозаветных праведников…»

- Сегодняшнее событие Вознесение Господне весьма и весьма назидательно для нас, - говорит Владыка. – Где Спаситель Мира родился? В граде среди людей. А нашлось ли Ему там место? Нет, не нашлось. Возрастал Он как человек разве в Земле обетованной? Нет, на стороне далече. Где проповедовал? Чаще всего вне города. Где был взят под стражу? Вне города. Где был распят? Вне города. Где был погребен? Вне города. Где Он являлся своим ученикам и где вознесся на небо? Вне города. …И своим ученикам Спаситель говорит: «Как Меня гнал мир, так и вас будет гнать». Исторгать из своей греховной среды, как инородное вещество.

Архипастырь обратил внимание на то, что христианину должно как бы отстраниться от падшего мира, пребывать как бы вне его, быть в стороне от зла.

- Куда призывает своих учеников Спаситель, когда Преображается? На гору. Куда Он восходит перед своими крестными страданиями? Во святой град Иерусалим, поднимаясь в гору. Куда Он направляет свои стопы после суда Пилата преданный на казнь? На Голгофу. Куда Он призывает своих учеников, чтобы они узрели Вознесение Его? На гору. Мы все с вами призваны к духовному восхождению. Давайте этим путем идти, чтобы и нам, как и святым Божиим человецам, стать наследниками Жизни Вечной с Богом.

…Вознесенская церковь в Вахрушах имеет свою знаменательную и трагичную историю. Строительство заложен­ной 3 июня 1890 года каменной церкви завершилось в 1894 году. Место для храма было отведено в северной части деревни Малозавалихинской, где проходил Пермский тракт.

Проект четырехпрестольного Вознесенского храма в селе, кото­рое по церкви стали называть Вознесенско-Вахрушевским, был раз­работан и представлен вятским губернским архитектором Васили­ем Михайловичем Дружининым вахрушевскому заводчику заказ­чику Вахрушеву Илье Тимофеевичу. «Вытянутый вверх четверик Василий Михайлович Дружинин завершил трехъярусной пирамидой кокошников, на которой и разместил традиционное пятиглавие. И эта пирамида, ступенчатое расположение собранных «в горсть» барабанов вознесли центральную световую главу высоко над заводскими строениями, над сельскими домами, над окрестностями...» - писал А.Г. Тинский в «Вятской мозаике». Сам архитектор наблю­дал за постройкой храма. Церковь получилась красивой и величественной. Колокольный звон, как вспоминают старожилы, далеко раздавался по округе.

Постройка храма обошлась заводчикам Вахрушевым в 150 ты­сяч рублей. Сборы пожертвований на нее производились и среди рабочих, которые, к тому же, во внерабочее время работали бесплат­но на строительстве.

В храме были престолы: главный во имя Вознесения Господня, правый в честь святителя Николая Чудотворца (освящен 16 мая1895 года), левый в честь пророка Осии (освящен 15 октября 1894 года). Пещерная часть церкви с усыпальницей посвящалась свято­му пророку Илии. Внутреннее убранство храма было очень красиво, от позолоты все блестело. В храме был похоронен Илья Тимофеевич Вахрушев, один из основных благотворителей, на чьи пожертвования строился храм.

Священники прихода были также законоучителя­ми в открытой ими в 1897 году церковно-приходской школы, попе­чительствовал над которой купец из г.Слободского И.Т. Вахрушев. Священнослужители проводили народные чте­ния, для школьной библиотеки они собрали свыше 270 книг. В цер­кви пел большой хор. Храм был всегда полон, так как кроме мест­ных селян сюда приходили жители еще из почти 50 деревень.

С приходом советской власти пропал замысел архитектора и труд вятских строителей. После 1924-26 гг. церковь была закрыта. Пять куполов с нее сняты, огромный колокол сброшен так, что раскололся и глубоко вошел в землю, иконы и утварь расхищены. Храм и колокольню не взрывали, а разбирали «по кирпичику». Позднее, в мае 1931 года, со стороны алтаря сделали пристрой, в котором организовали цех шко­лы ФЗУ по пошиву обуви. После Великой Отечественной войны здание перестроили под жилой дом, так как для производственных нужд оно не годилось.

И только в 90-е годы XX века вновь возобновляется приход Вознесенской церкви, правда, храм в п. Вахруши открывается в современное время уже на другом месте. Однако оживает приход, и вместе с ним возрождается в поселке духовная жизнь.

Пресс-служба Вятской Епархии
Об истории церкви – по материалам открытых источников