Новости Вятской митрополии

Источник информации: Вятская митрополия
8 Сентября 2015

5 сентября 2015 года ознаменовано возвращением честных останков архиепископа Ионы в Вятскую Епархию. В Успенском кафедральном соборе митрополит Вятский и Слободской Марк совершил панихиду по архиепископу Вятскому Ионе (1674-1699).

До наших дней вятские люди сохраняют память об архиепископе Ионе как о выдающемся подвижнике и святом человеке, которого Господь избрал для созидания Вятской Епархии.

Архиепископ Иона (1635 – 8 (18) октября 1699) – епископ Русской православной церкви, архиепископ Вятский и Великопермский, иконописец. Именно ему – преемнику Владыки Александра – второму архиерею на Земле Вятской – Господь судил совершить главные труды по созданию епархии.

«И обрадовашася вятские страны жители своему владыце…»

Сведения о довятском периоде архиепископа Вятского и Великопермского Ионы скупы. Как отмечают исследователи, в литературе за архиепископском Ионой закрепилась фамилия Баранов. Но это, скорее всего, не соответствует истине: трое его племянников носили фамилию Тугариновы. Родился он в 1635 году, и, по-видимому, сызмальства отрок определил свой путь – уже в 18 лет он принял монашеский постриг, и инока Иону назначили келарем Троицкого монастыря в г. Калязине. Оттуда отца Иону перевели в Тихвинский Успенский монастырь, где он в 1668 году был назначен архимандритом Тихвинского монастыря. Духовные и физические труды в благодатной атмосфере двух русских обителей напитывали отца Иону, духовно формировали его для будущих святительских трудов.

23 августа 1674 года – в день отдания праздника Успения Пресвятой Богородицы – архимандрит Иона хиротописан во епископа. В Хлынов Владыка Иона прибыл 17 января 1675 года. Одна из летописей так описывала чувства вятчан: «и обрадовашася вятские страны жители своему владыце, яко Богу, и сретоша его честно и богоугодно».

Ступив на Вятскую кафедру, епископ Иона, в первую очередь, обратился к местным духовным традициям и обычаям вятчан, изучив, не было ли в них народного суеверия или корысти духовенства. Архиерей подошел к этому не поверхностно, но, действительно, тщательно исследовал все обычаи, начиная с Великорецкого крестного хода. Причем, его старания полностью совпадали со стремлением «к сохранению неповрежденности обрядов и вероучений» Патриарха Иоакима, который был избран на патриарший престол лишь месяцем раньше вятской хиротонии архимандрита Ионы.

Радение о вятских святынях

Приведем только несколько примеров радения епископа Ионы о вятских святынях. Он тщательно изучил причины установления городского крестного хода в 4-е воскресенье Великого поста, благословил его, составив особое соборное изложение. В нем архипастырь писал: «Хвалим и славословим чудотворный <…> образ, и припадающе молимся Тебе, Владыко Человеколюбче, Вседержавный Царю, да будет божественная Твоя благодать изливаема от многочудесного цельбоносного Нерукотворенного Твоего образа на страну Вятскую, на грады и веси, людем Твоим, с верою ко пречистому Твоему Образу притекающим, кланяющимся и просящим милости Твоея».

Другой общевятской святыней был образ Архистратига Михаила на камне, обретенный во время пахоты близ с. Курино. В 1675 году Владыка Иона благословил создание Михаило-Архангельского монастыря.

Вятчане также почитали образ Спаса Нерутворного в г. Орлове, явленный на древе в 6-ти верстах от города. Епископ Иона благословил создать в Орлове обитель в честь образа, во время путешествия по епархии освятил выбранное под монастырь место и стал первым вкладчиком в новоучрежденную обитель.

Раифская икона Богородицы была пожертвована на Вятку Государем Феодором Иоанновичем и прославилась своим чудесным заступничеством в Смутное время. Позднее здесь была основана Раифская пустынь (на этом месте сейчас находится село Пышак Юрьянского района).

Особые почитание при архиепископе Иоанне получили список с Тихвинской иконы Божией Матери, привезенный архиереем в Хлынов из Тихвина. Икона стала одной из главных местных святынь и во время общеепархиальных крестных ходов Тихвинскую икону Божией Матери присоединяли к Великорецкой иконе Святителя Николая и образу Архистратига Михаила.

Замечательное предание сохранилось в с. Тохтаревском: здесь еще в существовавшем в XVII веке Богородицком монастыре находилась икона Богородицы Неопалимая Купина. Икона была написана самим архипастырем, и почиталась в XIX веке не только в самом Тохтарево, но и во всем уезде.

Таким образом, епископ Иона закрепил архиерейским благословением существовавшие на Вятке крестные ходы, установил почитание многих чудотворных икон (Тихвинского и Раифского образов Божией Матери, Архистратига Божия Михаила на камне, Вятского Спаса Нерукотворного и других).

И каменное строительство на Вятке

Деятельный архиепископ оставил о себе добрую память, прежде всего, как активный церковный строитель. С его именем связано строительство в Хлынове первых каменных храмов, начало которому было положено возведением в 1676-1683 гг. Свято-Троицкого кафедрального собора.

Идею каменного строительства архипастырь принялся воплощать вскоре после приезда. Всего же в годы правления Владыки Ионы их было возведено более 20, в том числе, дошедшие до нас Свято-Успенский кафедральный собор и Никольская надвратная церковь Трифонова монастыря, Преображенская церковь Преображенского женского монастыря и Царево-Константиновская церковь г.Вятки, Екатерининский кафедральный собор г.Слободского и Троицкая церковь с.Кстинино. Они и сегодня поражают нас своим величием и красотой.

Радость прославления первого вятского святого

Одним из самых знаменательных деяний архиепископа Ионы стало прославление первого вятского святого - преподобного Трифона Вятского.

И в прославлении преподобного главным событием стало обретение его мощей при постройке каменного Успенского собора. 27 (28) мая приступили к копанию рвов для фундамента. Поскольку храм строили на старом месте, встал вопрос: копать ров через погребения преподобного Трифона или в обход его? В традициях того времени было не трогать мощи святых или почитаемых угодников без особых знамений. Но можно представить горячее желание вятчан увидеть мощи давно уже почитаемого угодника Божия. Тогда обратились к архиепископу Ионе. Однако даже архиерей не мог решить подобные вопросы «самохотением». Решено было бросить жребий. Преосвященный приказал принести образ Успения Богоматери, поставить на то место, где думали, находился гроб преподобного и написал два жребия: на одном – «копать ров прямо гроба, а на другом – по сторону гроба». После этого начали молиться всем собором, а Владыка приказал одному из иноков вынуть жребий.

Какова же была радость, когда выпал жребий копать рвы через погребение преподобного: «И о том архиерей и настоятель тоя обители с братиею и с прилучившимися народы воздаша хвалу господу Богу и Пречистей Богородице и преподобному отцу Трифону» (из «Жития преподобного Трифона»).

Когда рвы для фундамента были выкопаны, настоятель с братией вновь испросили благословения у архиепископа, «…чтобы гроб преподобного из недр земли выкопати и пренести на ино место». Иона не только благословил архимандрита, но и пожелал сам быть участником этого знаменательного для Вятской земли события. В ночь со 2 на 3 июня, в час ночи, шесть человек: архиепископ Иона, архимандрит Александр, соборные священники ключарь Михаил и Иоанн Семенов, крестовый священник Трифон Большей и ризничий Иосиф Маренин – приступили к выкапыванию гроба преподобного. Около трех часов копали они мерзлую землю «своими руками». Работали с трепетом душевным, поскольку не знали, что найдут: истлевшее тело или нетленные мощи святого.

Земли над гробом оказалось немного – всего поларшина (аршин=71 см). Однако земля по сторонам гробницы оказалась мерзлой «…и окапывать было вельми трудно, а под святыми его мощи и на верху тало». В четвертой час ночи «…обретоша тое драгоценное сокровище – честные мощи преподобного отца нашего Трифона архимандрита, вятского чудотворца». В торжественной обстановке, при первых лучах восходящего солнца, с пением псалмов, свечами и кадилами перенесли они гроб в часовню, специально для этого построенную с южной стороны будущего храма. После панихиды трепетом и благоговением архиепископ, архимандрит вместе с избранными в часовне освидетельствовали святые мощи. Несмотря на то, что тело пролежало в земле более 70 лет, были «…священные мощи изсохша в нетлении, риза же его и схимы невредимы, и на схиме подпись, яко на новой». Со слезами возблагодарив Бога за явленное им чудо, они «опрятавше тело», положили его в новый дубовый гроб.

Таким образом, по благословению архиепископа Ионы в 1684 году при строительстве Трифонова монастыря были обретены нетленные мощи преподобного святого, составлена служба ему, были написаны его первые иконы. Тогда же началось почитание и духовного чада преп. Трифона - святого блаженного Прокопия, который более трех десятилетий нес подвиг юродства в г.Хлынове (+1628).

И Вятка хранит память об архипастыре Ионе…

…Архиепископ Иона много сделал для осмысления местного исторического предания. В годы его правления появляются основоплагающие для изучения вятской церковной истории работы – «Летописец старых лет», «Вятский временник», «Повесть о явлении Великорецкой иконы». Их автор - дьячок Богоявленского собора Семен Попов чуть позже написал и известную «Повесть о стране Вятской», в которой, по словам современных исследователей, «вся история России - это непрерывный рассказ о Божьей воле».

...Но и жителями Вятки архиепископ был любим. Так, во время путешествия по епархии близ села Шалегово Владыка Иона оставил свою панагию, которую местные жители приняли как святыню, а в память этого события основали Владимирскую часовню. Деяния Владыки были запечатлены и в местных названиях. Когда Владыка Иона решил добраться из с. Кинчинского на освящение церкви с. Елево, он отправился в неблизкую дорогу пешком. Его путь через глухую, заросшую лесом местность, в народе назвали «архиерейской тропой».

Многогранная и плодотворная деятельность архиерея получила признание еще при жизни: в 1682 году он был удостоен сана архиепископа. Архипастырь настолько горячо полюбил Вятскую землю, что, когда ему поступило предложение о перемещении на суздальскую кафедру с возведением в сан митрополита, он просил оставить его на Вятке, где 85-летим старцем он и упокоился под сводами Кафедрального собора. Это промыслительно произошло 8\21 октября 1699 года в день памяти преподобного Трифона, прославленного трудами архиепископа Ионы. Теплое воспоминание вятчан об архипастыре не угасло и после его праведной кончины. В 1771 году над местом его погребения вятский воевода Николай Щербачев воздвиг гробницу, на которой была высечены слова:

«Здесь телом по трудам Иона почивает,
Но дух его в странах небесных пребывает;
Воздвигнув в честь Творца великолепный храм,
Воздвигнул ищущим спасения душам
Обители, нестройств житейских удаленны,
И сам, имев всегда дух к Богу воспаленный
Достоин, наконец, сей пастырь был того,
Что Вышний преселил в рай сладостей его».

Пресс-служба Вятской Епархии
По материалам открытых источников