Новости Вятской митрополии

Источник информации: Вятская митрополия
11 Сентября 2015

12 сентября Русская Православная Церковь отмечает праздник в честь святых легендарных князей Древней Руси - Александра Невского и его младшего сына.

Родословие князя Александра (рожд. 30.05.1220, Переславль-Залесский) включает имена из княжеского рода: кн. Ярослав (в Крещении Феодор (+ 1246)), – его отец: "кроткий, милостивый и человеколюбивый"; мать – рязанская княжна Феодосия Игоревна. Будущий св. кн. Александр был их вторым сыном. В Переславле-Залесском, где княжил отец, совершался и княжеский постриг – обряд посвящения в воины – отрока Александра. Совершал постриг в Спасо-Преображенском соборе Переславля святитель Симон, епископ Владимирский и Суздальский, входящий в число составителей Киево-Печерского Патерика.

Будущий св. Александр участвовал в походах отца, а в 1236-м году кн. Ярослав уехал в Киев, а сына "посадил" князем в Новгороде. С женитьбой в 1239-м году Александр на дочери Полоцкого князя Брячислава связывают ее Крещение с именем Александра, – тезоименитным имени князя. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, которой кн. Ярослав (в Крещении – Феодор) благословил венчание сына, была впоследствии моленным образом кн. Александра.

Время княжения Александра – едва ли ни самое трудное из исторических периодов Руси: монгольские орды, надвигавшиеся с востока и германские рыцарские полчища – с запада. И князь Александр, не достигший еще двадцатилетия, проявил себя как воин-молитвенник и подвижник: пред угрозой со стороны шведов в 1240 году на Неве, он молился в храме Святой Софии Премудрости Божией словами псалма: "приими оружие и щит, стани в помощь мне". И подобно псалмопевцу Давиду, победил – с небольшой дружиной, уповая на помощь от Господа. И мужественно возглавил войско на шведов. Именно за эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, к имени князя Александра была усвоена добавка: Невский.

Также сильной была молитва великого князя Александра Невского при изгнании немецких рыцарей в 1241-м году из древней русской крепости Копорье и впоследствии – из Пскова. Князь Александр, зимним походом освободил Псков, а весной 1242 года на льду Чудского озера, где 5 апреля 1242 года сошлись оба войска. В страшной сече, среди ломающихся копий и мечей "крестоносцы" были обращены в бегство. И этой победой имя князя Александра Невского прославилось по всей Руси. В 1242м году кн. Александр Невский и его отец – Ярослав выехали в Орду: нужно было превратить татар из врагов и грабителей в почтительных союзников. В этой миссии кн. Александр Невский проявил так необходимые в ней "кротость голубя и мудрость змеи".

Он хранил завещанный отцом (кн. Ярослав был отравлен в Орде) союз с Золотой Ордой. В целях предотвращения разорения Руси, Александр Невский становится побратимом принявшего христианство Сартака – сына Батыя, ведавшего в Орде русскими делами.

Когда в 1252-м году русские города, поддержав брата Александра Невского – Андрея Ярославича, восстали против татарского ига, и возникла новая угроза Руси, то кн. Александр отправляется в Орду, чтобы отвести карательное нашествие.

Александр Невский, став Великим князем – Владимирским, Киевским и Новгородским и в этом статусе уже в 1253-м году отражал новый набег с запада на Псков, в 1254-м – заключал договор с Норвегией, в 1256 году ходил походом в Финские земли. Этот поход известен как "темный": была полярная ночь, и войско "идоша непроходными местами, яко не видеть ни дня, ни ночи". Не только о тьме полярной ночи идет речь, когда летописец описывает деяния в. кн. Александра, а, прежде всего, – о свете веры и просвещении ею тьмы язычества Поморья в этом походе.

Третья и четвертая поездки в. кн. Александра Невского в Орду были обостренно дипломатическими, и силы, отданные за мир для русской земли, были положены недюжинные. Возвращаясь из последней поездки в Орду, в. кн. Александр слег и в монастыре Городца (не доехав до г. Владимира), приняв иноческую схиму с именем Алексий, завершил свой земной путь 14-го ноября 1263-го года.

Общецерковное прославление святого благоверного Александра Невского совершилось на Московском Соборе 1547-го года. Дни памяти св. блгв. кн. Александра Невского приурочены соответственно: к дате его кончины (1263) – 23 Ноября/6 декабря; к перенесению мощей святого (1724) – 30 Августа/12 сентября; в Соборе Ростово-Ярославских святых – 23 Мая/5 июня (ст./нов. стиль).

Один из названных дней памяти, а именно: 30 Августа/12 сентября, когда почитается Перенесение мощей св. блгв. Александра неского (1724), – на этот же день приходится празднование Обретения мощей благоверного (блгв.) князя (кн.) Даниила Московского (1652), образ которого на нашей иконе расположен справа (для смотрящего на икону – напротив его правой руки). По дате кончины память блгв. кн. Даниила Московского (1303) приходится на 4/17 марта.

Четвертый сын св. блгв. кн. Александра Ярославича Невского – Даниил родился в 1261-м году в г. Владимире. Отца он лишился двух лет от роду. В 1272-м году он получил – "по разделу" город Москву с прилегающими землями. На берегу Москвы-реки он построил храм и при нем – монастырь прп. Даниила Столпника – в честь своего тезоименитого покровителя.

Время правления кн. Даниила известно как период междоусобицы между удельными князьями, когда часто, именно благодаря стараниям кн. Даниила – его миротворческим усилиям предотвращалось на русской земле кровопролитие. Князь Даниил укрепил Московское княжество, увеличив его, идя путем милосердия и миролюбия.

Когда великий князь Андрей Александрович – брат кн. Даниила в 1293-м году заодно с ордынцами (т. наз. «Дюденевой ратью») опустошили значимые для Руси города – Муром, Суздаль, Коломну, Дмитров, Можайск, Тверь, то кн. московский Даниил решил впустить их и в Москву, так как сил для отпора не было. Спасая народ от гибели, князь вместе с ним переживал тягостное разрушение – разорение, разбой захватчиков. И хотя в 1295-м году состоялось выступление его войска против брата (в. кн. Андрея) под Юрьевым Толчищем, однако, стремлением к миру, преобладавшим в московском князе Данииле, кровопролития удалось избежать.

Первой победой над ордой – негромким порывом к свободе Руси от ига, – явился поход московского князя Даниила с войском к Рязани 1300-го года, в котором и неприятель был разбит, и был взят в плен рязанский князь Константин Романович, замеченный в тайном сговоре с противником и приготовлениях к внезапному нападению на земли Московского княжества.

Но разбив Константина рязанского, кн. Даниил показал пример нестяжания, любви и братолюбия, отказавшись воспользоваться победой для обретения земель и добычи. Расширение границ владений кн. Даниила происходило не через захват чужих земель и не через отъем собственности других князей. За неприменение им насилия и коварства его уважал и любил, например, его племянник князь Переяславля-Залесского – кроткий и благочестивый Иоанн Димитриевич. Он, умирая бездетным в 1302-м году, передал свое княжество дяде – кн. Даниилу.

Верность кн. Даниила Москве проявилась и в том, что он не стал переносить столицу княжества в более сильный и значительный по тому времени Переяславль, но присоединение его к Москве выдвинуло Московское княжество в число наиболее значительных. Так было положено основание к объединению земель Руси.

Заболев в 1303-м году кн. Даниил принял великую схиму, а скончался 4/17 марта (ст./нов. стиль) – это один из двух дней его церковного поминовения.

Другой связан с прославлением в 1652 году благоверного князя Даниила при обретении и переносе его святых мощей в церковь "Святых Отец Семи Вселенских Соборов" (положены в раке «на прославление Святыя Троицы и на исцеление немощствующих») – 30 августа/12 сентября (ст./нов. стиль).

Описание иконы

Верхняя часть иконы содержит ее надписание: "святой благоверный князь Александр" (верхняя строка слева) "Московский" (второй строкой) и также – в две строки, – справа: "Святой благоверный князь Даниил Московский". Между надписанием левого и правого образов – посередине располагается "Спас Нерукотворный" – иконографическое изображение образа Иисуса Христа.

Левая фигура на иконе – святой благоверный князь Александр Невский почитается как воин – защитник, поэтому он изображен облаченным в символические воинские доспехи. Но эти доспехи не "ратные", а духовные: вместо меча в руке святого воина – Крест Господень и щит, более обозначающий защиту – верой Христовой.

На иконе св. блгв. кн. Даниил изображен в одеянии схимника, с правой рукой – в молитвенном жесте, а в левой руке удерживающего Собор (по-видимому, Успенский собор Московского Кремля) – основание единения Руси вокруг Московского княжества.

По материалам сайта www.nikola.ru