Новости Вятской митрополии

Источник информации: Вятская Епархия
10 Февраля 2012
память святителей василия великого, григория богослова и иоанна златоуста.

12 февраля (30 января по с.ст.) церковь празднует память святых вселенских учителей и святителей василия великого, григория богослова и иоанна златоуста.

установление празднования трем вселенским учителям разрешило долгий спор среди народа константинополя о том, кому из них следует отдавать предпочтение. каждый из великих святителей казался для его последователей величайшим. отчего среди христиан произошли церковные раздоры: одни называли себя василианами, другие - григорианами, третьи - иоаннитами.

по воле божией, в 1084 году митрополиту евхаитскому иоанну явились три святителя и, объявив, что они равны пред богом, повелели прекратить споры и установить общий день празднования их памяти. владыка иоанн тут же примирил враждующих и установил новый праздник в конце января - месяца в котором празднуется память каждого из трех святителей (1 января - василия великого; 25 января - григория богослова и 27 января - иоанна златоуста). он же составил каноны, тропари и похвалы к празднику.

святители жили в iv–v веках - это было время столкновения языческой и христианской традиций. уже были указы о закрытии языческих капищ и запрещения жертвоприношений, но сразу же за оградой православной церкви начиналась прежняя жизнь: все еще действовали языческие храмы, учили языческие учителя.

а в храмах святители изъясняли учение о святой троице, боролись с ересями, проповедовали самоотвержение и высокую нравственность; они активно занимались общественной деятельностью, возглавляли епископские кафедры византийской империи.

они стали свидетелями решающего для судеб христианства iv века момента столкновения языческой и христианской традиций, и наступления новой эпохи, завершившей духовные искания позднеантичного общества. в смуте и борениях перерождался старый мир. последовательное издание ряда указов о веротерпимости (311 г., 325 г.), запрещение жертвоприношений (341 г.), закрытие языческих храмов и запрет под страхом смертной казни и конфискации имущества посещать их (353 г.) были бессильны перед тем, что сразу же за церковной оградой начиналась прежняя языческая жизнь, все еще действовали языческие храмы, учили языческие учителя. язычество инертно бродило по империи, хотя и подобно живому трупу, гниение которого началось, когда поддерживающая рука государства (381 г.) отдалилась от него. языческий поэт паллад писал: «если мы живы, тогда мертва сама жизнь». это была эпоха всеобщего мировоззренческого беспорядка и крайностей, обусловленных поиском нового духовного идеала в восточных мистических культах орфиков, митраистов, халдеев, сиббилистов, гностиков, в чистой умозрительной неоплатонической философии, в религии гедонизма - плотского наслаждения без границ – каждый избирал свой путь. это была эпоха, во многом схожая с современной.

все три святителя были блестяще образованы. василий великий и григорий богослов, освоив все знания, доступные в их родных городах, завершали образование в афинах, центре классического просвещения. здесь святые друзья знали две дороги: одна вела в храм божий, другая - в училище. эта дружба продолжалась всю жизнь. иоанн златоуст учился у лучшего ритора эпохи ливания; богословие он изучал у диодора, впоследствии знаменитого епископа тарсийского, и епископа мелетия. ко всем троим приложимы слова из жития св. василия: он изучил каждую науку до такого совершенства, как будто не учился ничему другому.

жизнь и творения трех святителей помогают понять, как происходило взаимодействие античного наследия с христианской верой в сознании интеллектуальной элиты римского общества, как закладывались основы единения веры и разума, науки, образованности, не противоречащего подлинному благочестию. святители не отрицали светской культуры, а призывали изучать ее, «уподобляясь пчелам, которые садятся не на все цветы равно, и с тех, на которые нападут, не все стараются унести, но, взяв, что пригодно на их дело, прочее оставляют нетронутым» (василий великий. к юношам. о том, как пользоваться языческими сочинениями).