Новости Вятской митрополии

Источник информации: Вятская митрополия
5 Ноября 2013

В пятницу, 1 ноября, в актовом зале Серафимовского собора состоялось второе заседание церковно-исторического клуба в сезоне 2013 – 2014 гг. Оно было посвящено прошедшей 24–26 октября в Москве международной конференции «Научно-богословское осмысление мученичества, исповедничества и массовых репрессий». Организаторы конференции - Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия при участии Новоспасского ставропигиального мужского монастыря, Мемориального научно-просветительский центра «Бутовский полигон» и при поддержке Фонда «Русский мир».

Мне довелось побывать на конференции и выступить с докладом «Духовный опыт местных обществ в почитании новомучеников». Благодаря Интернету, многие идеи, прозвучавшие на заседаниях и круглых столах в течение трех дней, уже стали достоянием общественности (в том числе глубокие и всесторонние доклады митрополита Волоколамского Иллариона и архиепископа Берлинского Марка). В этих Интернет-публикациях можно узнать об опыте почитания новомучеников в других епархиях, о перспективах исторической работы в этом направлении, о дискуссиях. Надо отметить, что дискуссии порой были очень бурными и напряженными (например, по неоднозначным критериям, которые сегодня предъявляются регионам, когда они подают материалы на канонизацию того или иного подвижника).

Но в этом небольшом материале хотелось бы сосредоточиться на тех идеях, которые можно реально применить в приходской и епархиальной деятельности.

В своем выступлении на конференции я обратил внимание на следующее: в ближайшие годы почитание новомучеников, изучения их жизнеописаний могут выйти на новый уровень. Это связано с активным созданием новых епархий. Святейший Патриарх Кирилл справедливо отмечает: «создание новых епархий, появление новых архиереев, особенно из местных жителей, хорошо знающих ситуацию, открывает новую перспективу для усиления пастырской работы». Руководство новых епархий часто заинтересовано в развитии почитания местных святых, в том числе новомучеников. Эта идея в идеале может и должна объединить местные общества вокруг епископов. Другое дело, чтобы работа не превратилась в любительское краеведение, важна помощь митрополий, научной общественности, занимающейся церковной историей. Бесспорно одно: именно почитание на местах и помогает вызреванию реальных, а не бумажных канонизаций. Панихиды на могилах новомучеников, обустройство могил и часовен, проведение регулярных конференций (пусть небольших, с участием одного или нескольких приходов и приглашенных одного-двух экспертов из митрополий или из других городов) помогут не замыкаться в себе, а духовно и творчески развиваться. При этом координатором этой работы должны быть митрополии (о чем также есть соответствующие документы общецерковного уровня).

Убежден: церковным исследователям нужно ставить перед собой цель-максимум – составлять и издавать подробные жизнеописания почитаемых подвижников, публиковать документы, при этом стараться не ограничиваться только периодом репрессий, а показывать весь жизненный путь человека. Этот принцип, во-первых, поможет отразить все стороны жизни и служения новомучеников, обсудить спорные вопросы, а, во-вторых, сами жизнеописания в дальнейшем могут стать основой для житий. Практика показывает - именно через жизнеописания современный человек реально может проникнуться почитанием святых как ХХ века, так и более ранних времен. А если эти жизнеописания сопровождены научным аппаратом, именным, географическим и другими указателями, библиографией, то для учителей, преподавателей вузов, духовных школ, студентов они будут крайне необходимы и не устареют никогда.

При этом участники конференции подчеркивали: Соборы святых должны устанавливаться и почитаться в пределах митрополии. Например, когда было установлено празднование всем святым, в земле Саратовской просиявшим, с самого начала празднование проходило в два дня — в честь прославленных святых. Но накануне в субботу совершается соборная панихида духовенства по всем пострадавшим в годину гонений. Те, чьи имена известны, сводятся в синодик, который синодик раздается по храмам города. А чтобы «малые» епархии не чувствовали себя ущемленными – епископы служат каждый год сначала в главном городе митрополии, а в ближайшие годы в районных центрах, центрах епархий.

В третий день участники конференции посетили Бутовский полигон. Это незабываемое впечатление. Наверное, все, кому дороги наши святые и наша Россия, должны там побывать. Но у нас в Вятке есть свое Бутово – Петелинское кладбище (также есть сведения о захоронениях на Лобановском кладбище, где, кстати, построен храм в честь священномученика Михаила Тихоницкого). Наверное, нужно не только собираться там раз в год, 30 октября, для совершения поминальной службы, но и подумать, как сделать его местом постоянного поклонения жителей вятской и других земель.

Это тем более важно, что сейчас идет работа над федеральной программой по увековечиванию памяти жертв политических репрессий, которая включает следующее:

- выявление всех мест массовых захоронений (по разным данным их в стране от 50 до 60) и установку там памятных знаков;

- координацию музейной деятельности;

- работу по постепенному открытию архивов, в том числе лагерных;

- поддержку научных и образовательных программ;

- блок изменений, которые необходимо внести в законодательство для осуществления всего вышеперечисленного.

Также большую пользу могли бы принести передвижные выставки, которые организованы православным Свято-Тихоновским богословским университетом, а также просветительским центром «Преображение». Эти выставки уже посетили ряд городов и везде нашли отклик в человеческих сердцах. Организаторы выставок готовы согласовать формат поездок и время, дополнить стенды местным материалом, что делает тему еще ближе и понятней всем, кто посещает их.

В своем докладе митрополит Илларион напомнил о еще одном важном аспекте. На последнем Архиерейском Соборе было принято решение о том, чтобы отказаться от повсеместного именования новомучеников только по именам в святцах. Их фамилии также освящены их подвигом. Многие современные иконописцы наносят на икону и фамилии новомучеников. Всё это, вкупе с новыми исследованиями биографий новомучеников, публикацией документов об их жизни и страданиях, позволяет перейти к подлинному увековечению их памяти, отметил Владыка. Также он задался логичным вопросом: что мешает в честь новомучеников называть не только новые храмы, но и проспекты, улицы, парки?

Еще одной очень живой и, думается, необременительной для любого прихода является высказанная на конференции идея: устанавливать на стенах храмов памятные доски с именами священников и мирян – как прославленных, так и непрославленных.

А. Маркелов,

кандидат исторических наук