Новости Вятской митрополии

Источник информации: Вятская митрополия
21 Августа 2014

Помогло ли священникам и будущим христианам введение бесед о вере? Достаточно ли людям лишь получить какие-то знания о вере, чтобы быть готовыми к таинству? Отвечает протоиерей Александр Балыбердин, благочинный храмов города Кирова:

Вопрос веры – не только вопрос знаний. Прежде всего, речь здесь о любви к Богу, к ближнему. Безусловно, с теми людьми, которые собираются креститься, тем более со взрослыми, я беседую. Но не даю им домашних заданий и не устраиваю экзаменов.

К тому же важно понимать, что далеко не каждый человек может вот так, сходу, дать четкий ответ даже на, казалось бы, простой вопрос: «для чего вы пришли креститься?» Не из-за равнодушия или отсутствия веры, а потому что в словарном запасе человека нет таких слов, которые объяснили бы его внутреннее стремление. Он начинает что-то мямлить, сбивчиво, нескладно говорить. Ты видишь, что внутри он все осознал, но выразить не может.

Неужели в этом случае мы его оттолкнем, сказав: «Сформулируйте правильно свои суждения, богословски более определенно, после чего мы примем решение, а надо ли вас крестить». Думаю, это было бы ошибкой.

Мы все пытаемся осмыслить в традициях эпохи Просвещения. Вольтер знал Священное Писание лучше нас с вами, но это не помешало его богоборческим идеям. Многие дореволюционные семинаристы в России неплохо знали Священное Писание, но при этом – шли в революцию, становились большевиками.

Крещение – акт добровольный, и если человек пришел креститься, – это уже говорит о его желании быть со Христом. Собственно, весь чин крещения построен таким образом, что он постоянно обращает крещаемого к этой мысли. В том числе в нем есть вопрос о том, верует ли крещаемый Христу, на который он должен ответить: «Верую Ему, яко Царю и Богу».

Как объяснить людям, что значит «яко Царю». Я объясняю примерно так: «Мы живем в России, а потому должны следовать ее законам. Если мы не будем этого делать, нас накажут или даже выдворят из страны. Став христианами, мы также стремимся стать гражданами Царства Небесного, и потому должны научиться жить по заповедям Христа, Который является Царем Небесного Царства и заповедал Своим ученикам жить с любовью к Богу и ближнему».

Именно этой любви, которая, как и Царство Божие, не от мира сего, человек и ищет в Церкви. Поэтому и ответ на вопрос – останется ли он в Церкви после крещения или не останется, на мой взгляд, зависит не от количества проведенных с ним бесед или объема усвоенных знаний, а от того, почувствует ли человек, что в Церкви ему рады. Почувствует, что он нужен Церкви и может обрести в ней не только знания, но и, прежде всего, любовь. Именно для этого и нужны катехизические беседы. Но, если их превращать в сложную и изощренную систему зачетов, то, думаю, эффект будет прямо противоположным.

Не в меньшей степени, по моему убеждению, ответ на вопрос, останется ли человек в Церкви, зависит от того, как священник совершает таинство крещения.

Одна ситуация, когда священник набирает 10-15 человек одновременно, чтобы всех крестить, потому что торопится домой. Во время крещения стоит невообразимый крик младенцев, родителям, крестным и бабушкам-дедушкам не до молитв: они переживают за своих малышей и испытывают неловкость, что дети так раскричались в храме и, как показывает практика, после такого крещения больше в церковь не приходят.

И совсем другая ситуация, когда священник, никуда не торопясь и стараясь, по слову апостола, все делать с любовью, делит крещаемых на две или три группы по пять человек. В этом случае и детишек можно успокоить, поговорить лично с родителями. Есть возможность, и пошутить, улыбнуться. Люди видят, что им рады в Церкви, что они не обуза для священника, им с удовольствием уделяют внимание. Тогда и отклик людей на такое крещение будет совсем другим.

Есть такое выражение «в Церковь ходят за любовью». Убежден, что и смысл катехизических бесед перед крещением состоит не только в том, чтобы научить людей азам христианской веры, но и показать им пример любви. Для этого их надо проводить с любовью, с терпением, не раздражаясь, что люди чего-то не знают, не требуя от них многого, выражая заинтересованность в каждом человеке. И тогда, обретя при первой встрече со священником этот опыт любви, люди придут в церковь снова.

А, если беседы будут формальными, как говорится, «только для галочки» и крещение будет совершено также формально – второпях, лишь бы поскорее священнику убежать по своим делам, – то и результат будет тот же: на нашу нелюбовь люди также ответят нелюбовью и, быть может, понадобятся годы, чтобы они вновь захотели прийти в храм.

Источник: www.pravmir.ru