Новости Абаканской епархии

9 Марта 2018

24 февраля 2018 года, в день памяти великомученика Феодора Тирона, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в московском храме Архангела Михаила при клиниках на Девичьем поле. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В течение первой седмицы Великого поста многие православные христиане ежедневно посещали храм. Наиболее ревностные и свободные от иных забот приходили и утром, и вечером, погружаясь в дивную атмосферу великопостных богослужений, которые оказывают очень сильное влияние на наше духовное состояние. Те, кто через это поприще проходит, отмечают, что в начале пути очень трудно — четыре часа утром, два часа вечером, — но к завершению первой седмицы, несмотря на естественную усталость, свидетельствуют о совершенно замечательном духовном опыте. Каждый день обогащает нас мыслями, каждый день укрепляет нас в молитве, каждый день приближает нас ко Христу.

Для размышлений нам предлагается чтение псалмов, молитв, среди которых особое место занимает молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего». Она многократно читается во время богослужений, и в течение этой недели я вместе с молящимися размышлял на темы этой молитвы. Мы говорили о духе праздности, уныния, любоначалия, празднословия; дух целомудрия, смиренномудрия также подвергался нашему осмыслению. А сегодня я хотел бы поделиться с вами своими мыслями в отношении того, что есть терпение.

Третье прошение второй части молитвы святого Ефрема — как раз просьба дать нам дух терпения. Без терпения не может быть упования, говорит святой Иоанн Златоуст, а упование — это надежда на спасение. Нет терпения — нет никакой надежды на спасение. И ведь святитель Иоанн Златоуст учит так не только от мудрости своей — он говорит от духовного опыта, а духовный опыт пастыря, тем более архипастыря, складывается через сложение духовных опытов множества тех, кто обращается к нему, кто исповедует свои грехи, кто пишет письма, кто поверяет сокровенное. И Иоанн Златоуст, духовный вождь древнего Константинополя, обладавший непререкаемым духовным авторитетом, говорил прежде всего с теми, кто к нему обращал свои вопрошания.

Слова о том, что без терпения не может быть никакого упования, никакой надежды, заставляют и нас задуматься о том, что такое терпение. Наверняка каждому приходилось встречаться в жизни с терпеливым человеком, который может усилием воли выдержать физическую боль. Особенно часто врачи сталкиваются как с теми, кто начинает кричать еще до того, как их коснулись шприцем, так и с теми, кто готов невероятную физическую боль подавлять своей волей. Многие управляют эмоциями именно силой воли. Человек вступает в конфликт, чувствуя, что его провоцируют на неадекватную реакцию, и уже очень хотел бы ответить обидчику как следует, но силой воли сдерживается, терпит, понимая, что эта реакция будет истолкована неправильно или послужит ему во вред.

Такого рода терпение, которое поддерживается силой воли, не имеет никакого отношения к христианской добродетели терпения. Это разные явления. Нельзя сказать, что терпение, порождаемое силой воли, плохо — очень даже хорошо! Но в данном случае речь идет не о воспитании воли, а о добродетели, без которой нет надежды на спасение. Совершенно очевидно, что такой добродетелью не может быть волевое усилие в ответ на некий вызов, обращаемый к человеку, — это было бы слишком плоско, слишком примитивно.

Мысль святителя Иоанна Златоуста куда глубже. Если он связывает само спасение с терпением, значит, терпение есть нечто совершенно другое. Что же тогда терпение? Стиснутые зубы и скулы? Сжатые кулаки? Напряженные мышцы? Вовсе нет! Терпение — это состояние духа, и это состояние никак не связано с волевыми усилиями в ответ на зло, о которых мы только что сказали. Человек терпелив, если в его сердце мир, радость, свет.

Мы выходим из храма Божиего, особенно после причастия Святых Христовых Таин, — в нашей душе радость и мир. И если вдруг происходит нечто, что вызвало бы в обычной ситуации негативные эмоции, то теперь все уходит и растворяется в какой-то дивной духовной глубине. Вот это и есть христианское терпение. Христианское терпение — это стяжание Духа Святого, это жизнь духовная, когда негативным реакциям, гневу, раздражительности, злобе просто нет места в человеческом сердце.

Реакция на внешние раздражители бывает разной — и гнев, и раздражительность, и стремление как можно жестче ответить обидчику, как можно больнее его ударить. А что происходит в этот момент в нашем сердце? Оно спокойно? Нет. Оно приведено в состояние невероятного возбуждения. Вот простой пример. Приходит человек на работу в очень хорошем, спокойном состоянии духа, и кто-то это состояние разрушает. Чаще всего мы реагируем так, как это программирует наш обидчик. Он точно знает, что мы раздражимся, что мы будем гневаться, что мы начнем строить некую стратегию борьбы с ним, хотя до того ничего подобного у нас и в мыслях не было. И если мы на раздражение отвечаем гневом, злыми мыслями, значит, обидчик нас победил. Он вторгся в наш духовный мир и его разрушил. Свою злобу, свои злые мысли он ввел в наше сознание, в нашу душу, заставил нас думать об ответных действиях. Он нарушил наш покой. И кто победитель? Он! Даже если мы ничего в ответ не сделали, он уже победил, — смутив нас, лишив нас внутреннего мира.

Но если мы живем Божественной благодатью, подобно тому, как живем ею после причащения Святых Христовых Таин, то никакая враждебная сила не может нарушить наш внутренний мир. Вот это и есть терпение без стиснутых скул и без сжатых кулаков, с открытым сердцем и с открытым взглядом. Это и есть великая сила, способная сокрушать зло. Именно о таком терпении мы и просим Господа словами молитвы святого Ефрема Сирина, и Господь да поможет нам стяжать эту величайшую добродетель, с тем чтобы иметь не только упование, но и само спасение. Аминь.


Информационный отдел Абаканской епархии