Новости Барнаульской епархии

Источник информации: Алтайская митрополия
3 Февраля 2016

 

О жизни миссионера, который принес православие коренному населению Алтая, перевел на его язык священные тексты и возглавил РПЦ на сломе эпох

В Барнауле вышла книга «Митрополит Макарий (Невский). Апостол Алтая» краеведа Виктора Шепилова. Митрополит Макарий родился в 1835 году во Владимирской губернии, окончил Тобольскую духовную семинарию, в 1855 году поступил на службу в Алтайскую духовную миссию. Составил первый «Алтайский букварь», перевел на алтайский язык ряд православных книг. Был Томским архиереем 20 лет, в годы первой революции был почетным председателем Томского губернского отдела Союза русского народа. Некоторые авторы утверждают, что святитель благословил черносотенный томский погром в октябре 1905 года, в котором 66 человек погибло и 126 были ранены, однако ни одного доказательства этому нет.

В 1912–1917 годах — митрополит Московский и Коломенский. С 1917 года был смещен с должности, жил в подмосковном Николо-Угрешском монастыре, а с 1925 года жил в селе Котельники под Люберцами, где скончался от воспаления легких в 1926 году. Прославлен в лике святых Русской православной церкви в 2000 году.

О патриархе алтайских миссионеров, который в трудные для России годы стал митрополитом Московским, «Русская планета» поговорила с протоиереем Георгием Крейдуном, профессором, доктором искусствоведения, настоятелем храмового комплекса Иоанна Богослова, проректором Барнаульской духовной семинарии.

— Отец Георгий, из содержания книги видно, что автор поражен митрополитом Макарием. Почему, как вы думаете?

— Автор — человек светский, и свою книгу он писал со своей точки зрения, а здесь уже много личного отношения. Но еще прижизненное отношение к святителю Макарию было очень разнолико. Глубоко верующие, воцерковленные люди очень его почитали: молитвенник, труженик, столько лет провел в Алтайской миссии, посвятил всего себя миссионерскому труду, и даже будучи митрополитом Московским, в преклонном возрасте два раза, в 1914 и 1916 году, приезжал на Алтай и направлял сюда практически все свои личные доходы.

Тем, кто не был знаком со святителем лично, не всегда нравились его действия как иерарха. У святителя Макария не было академического образования — кто-то думал, что для московского митрополита это большой минус; кому-то не нравилась его личная позиция. Святитель Макарий был убежденным монархистом, а в период брожения умов мнения, естественно, разделялись, в том числе среди людей, которые ходили в храм.

В глазах россиян, которые были увлечены революционным духом и желали обновления общества, он выглядел, как сказали бы сегодня, ретроградом.

Святитель Макарий был традиционалист, консерватор, ортодокс: с точки зрения православия — это самая правильная позиция, а в то время она не всем нравилась. В этом смысле он был представителем более ранней эпохи, XIX века. В те годы жил и святитель Игнатий (Брянчанинов), и Феофан Затворник Вышенский, и, конечно, Иоанн Кронштадтский, и Амвросий Оптинский, другие Оптинские старцы — светильники церкви, которые очень многое давали обществу. К каждому из них ехало множество людей, жаждущих совета и духовного утешения, потому что в эти сложные времена многие люди не могли дать трезвую оценку тому, что происходит. Говорят, что когда к Иоанну Кронштадтскому из Сибири приезжали паломники и вопрошатели, он спрашивал: зачем вы из Сибири едете, у вас там свой светильник есть, имея в виду Макария (Невского), который был тогда томским епископом.

Многие святые были для общества «другими», и общество не воспринимало многих святых адекватно, потому что не могло понять.

— Какой была роль святителя Макария в черносотенском томском погроме 1905 года?

— Здесь я могу сказать одно: святитель Макарий был за то, чтобы наказать погромщиков. Я сейчас не воспроизведу цитат, но он считал, что эти молодчики, которые потеряли нравственные ограничители, были увлечены духом, который впоследствии привел к череде революций и к трагическим событиям в России. А святитель Макарий и все святые того времени были категорически против всех резких движений в области религиозности, чутко понимая прямую связь между благочестием народа и его судьбой; более того, Феофан Затворник говорил: «Если Русь не будет поститься добровольно, то будет поститься вынужденно».

— Он не пытался остановить погромы?

— Конечно, пытался, но он же не мог сам вскочить на коня с шашкой — это дело власти, к чему он, собственно, власть и призывал — наводить порядок, и если не получается по-доброму, то жесткими мерами. Это нисколько не говорит о том, что святитель был авторитарным человеком. Он был строгим, это правда. Но только к тем, кто мог выполнять заповеди, но не хотел, не принуждал себя. Во всех остальных случаях он был предельно мягкий, снисходительный человек. Это было видно по его отношению к коренным алтайцам: они не были, как русские, воспитаны в многовековой традиции нравственных заповедей, поэтому их он увещевал, но относился к погрешностям мягче.

— По знанию и спрашивается?

— И по знанию, и по тому, что ты имеешь, что собой представляешь. Какой смысл говорить мягким, увещевательным языком с человеком, который сознательно идет на грех? Как церковный деятель, он должен был, прежде всего, напоминать людям о некой идеальной модели жизни, которая представлена в Евангелии, но это не значит, что он требовал от людей этого идеала. Требование к человеку зависит от степени развития его сознания, поэтому с русскими продолжать эти сладкие беседы о заповедях было бессмысленно, все они знали эти заповеди, учили в школах Закон Божий. Алтайцы его не учили, поэтому к алтайцам был другой подход.

— Алтайцы в те годы были язычниками?

— Там были разные группы народностей. Основная часть, те, кто жили ближе к нам, — язычники, шаманисты; те, кто жили на территориях, сопредельных с Монголией — буддисты, ламаисты.

Жизнь в высокогорьях, в юртах, в жестком климате, была трудной: ранние смерти, болезни. Но для алтайцев это было естественное, привычное состояние, а миссионерам приходилось жертвовать тем, что они имели в своей обычной жизни. Поездки продолжались неделями, кипяток и сухари — вот все, чем питался миссионер в это время.

А святитель Макарий 35 лет, пока не стал епископом, совершал эти поездки по труднодоступным районам. Свой самый золотой возраст, с 20 до 55 лет, он отдал миссионерской деятельности. Бывает, человек что-то делает, а потом разочаровывается — здесь даже тени этого не было, настолько это была цельная натура. Он остался тем, кем был, по крайней мере, с 20 лет, а это очень редкий случай.

Почитаешь его письма: он был уже митрополитом, а не боялся говорить о каких-то мелочах. Помог купить паровой катер Чулышманскому монастырю на Телецком озере, чуть ли не из Москвы отправлял туда в командировку монахов, имевших инженерные знания, потом спрашивал, на ходу ли катер, отремонтировали ли его. Святитель Макарий не гнушался участвовать в этом, потому что понимал: катер для того края — единственный способ цивилизованного сообщения, через Чуйскую вьючную тропу туда бы месяц караван шел. Он переживал и о монахах, и об алтайцах, которые там жили, в общем-то, благодаря монастырю.

— Ходили разговоры о том, что святитель Макарий был ставленником Распутина.

— Чтобы победить своего политического конкурента, нужно нажать на кнопочку, есть, знаете ли, такие кнопочки у каждого времени. С момента свержения Николая II какая-то близость к Распутину означала конец карьеры. Святителя Макария грубо, беспардонно вывели из Святейшего Синода, членом которого он был по должности, сдвинули с кафедры, не разрешили ехать на Алтай…

Чтобы очернить личность святителя Макария, надо было придумать, что на должность Московского митрополита его посоветовал Распутин. А я не уверен, что они вообще могли встречаться, потому что Распутин, по-моему, в Сибирь дальше Тюмени не ездил.

Есть более достоверная версия: когда в 1894 году Николай, еще Великий князь, ездил через всю Сибирь до Японии и обратно, он, конечно же, встречался с томским архиереем. Возможно, тогда они познакомились, а после этого, может быть, Николаю II и Распутин не нужен был, чтобы принять такое решение.

— Как вы думаете, почему жизнь святителя Макария закончилась трагично?

— Я так не думаю. Большевистская-то власть его не тронула, Господь не дал ей расправиться с ним. Видимо, благодать на нем была. Ну да, в таком преклонном возрасте его два раза грабили и, возможно, избивали, но это же другое. В Евангелии сказано: «Бойтесь того, кто душу вашу ввергнет ее в гиену огненную», — в этом смысле его душа была настолько свята при жизни, что никто из безбожников на нее не покусился. Поэтому он все-таки умер своей смертью, и отошел к Господу.

Влияние таких личностей уходит далеко за пределы их жизни. С тех пор, как святитель Макарий умер, прошло 90 лет, а такое чувство, что с каждым годом он все больше влияет на современность. Мы не видим среди ближайшего окружения подобного рода людей, которые бы нас всех будили, но, может быть, мы бы раздражались на них, как современники раздражались на святителя Макария — так обычно и бывает. Такие люди рождаются не часто, на них, действительно, избранничество и благословение Божье. А раз они жили под этим благословением, то все, что с ними связано, для нас очень хороший урок, напутствие — как нам самим надо стараться жить.