Новости Барнаульской епархии

Источник информации: Алтайская митрополия
14 Марта 2016

Чин прощения в Покровском кафедральном соборе Барнаула совершил митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий после вечернего богослужения 13 марта.

Этот день, последний перед Великим постом, в Русской Православной Церкви называется Прощеное воскресенье – время, когда, поклонившись друг другу, люди прощают взаимные обиды и согрешения, вольные и невольные, чтобы приступить к посту с доброй душой, сосредоточиться на духовной жизни, и с чистым сердцем встретить Пасху - день Воскресения Христова.

Митрополит обратился к присутствующим с поучением о христианском проведении поста и испросил прощения грехов у причта и народа:

«Сегодня мы вступаем в Великий пост, в то время, которое Бог нам определил для духовного возрастания, покаяния и молитвы, и которое приводит нас к Пасхе – Воскресению Христову. Особенности каждой недели, т.е. каждого воскресенья Великого поста всегда поражают нас своей стройностью, логичностью и духовным смыслом. Начиная и с сегодняшнего воскресного дня, который по традиции в нашем обиходе и в церковном Уставе мы называем Прощеным воскресеньем или заговеньем на Великий пост, а еще мы вспоминаем в этот день Адамово изгнание из рая, каждый из нас становится мысленно  как бы перед дверьми в рай. Нам открываются новые смыслы и понятия. Пост равнозначен и похож на райскую жизнь, двери в которую открывает Христос своим светлым и радостным, и всеобщим Воскресением. Вот почему для православного христианина пост – это не только испытание веры, но и светлая радость.

Условием же вхождения в этот рай является принесение Богу жертвы, каковой является вся наша жизнь, как жертва живая и Богу приятная. Но для приятия этого условия Господь положил прощение. Если мы прощаем всех и всем их согрешения и нас прощают искренне. Ведь сосуществование с Богом в раю возможно только тогда, когда сердце человека чисто, когда нет греха. Ибо грех разделяет как стена человека от Бога, а уничтожается грех прощением. Оттого нам с вами необходимо в обязательном порядке прощать и тех, кто нас опечалил, и тех, кого мы опечалили. Тогда, получая оставление и изглаждение грехов своих, мы получим возможность жить в Боге, Его Святым Чистейшим Духом, в Котором нет даже тени греха и порока. Сила благодати Божией такова, что способна и наше греховное житие убелить и нашу душу, изъеденную пороками и грехами обновить, возродить, преобразить.

В связи с этим вспоминается сегодня и праздник Преображения Господня, который будет только через полгода. Ибо как раз преображение делает нашу душу чистой, способной обитать вместе с Богом, как на Фаворе, когда Моисей и Илия стояли с Богом вместе в преображенном состоянии. Также можно и нам быть вместе с ними, став небесными жителями.

Мы возвращаемся к началу начал – к прощению. Эту милость дал нам Господь сегодня, в воскресный вечер. Именно в начале Великого поста мы приготовили свою душу к тому, чтобы простить всех, кто рядом с нами и далеко от нас, кто, может быть, перешел уже в мир иной. Каждый настроил себя на этот благоговейный и спасительный подвиг – подвиг прощения. А за ним следует Великий пост - труды и страсти Христовы и наши собственные труды и страсти, умерщвление и воскресение.

Как и все люди, имея на земле человеческое естество, подверженное влиянию греха, испрашиваю у всех вас прощения. Прежде всего, пред Богом во Святой Троице, пред Архангелами, Ангелами, всеми святыми.

Благословите, отцы святии и братия, и сестры, и простите мне, грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы.

Желаю в здравии и благополучии дойти до Светлого Христова Воскресения».

Сказав это, он совершил земной поклон перед народом, а прихожане и клирики ответили ему земным поклоном со словами: «Бог простит. Прости и нас, грешных, и благослови».

Следом к митрополиту и клирикам, проходя перед иконами Спасителя и Божией Матери, начали подходить прихожане, испрашивая прощения и целуя крест.

Справка: Чин прощения, как правило, совершается в храмах в воскресенье вечером - это служба вечерни сырной седмицы. Начинается служба как обычная вечерня, но в храме уже все по-другому: на аналоях великопостные черные или фиолетовые аналои, в середине службы священники меняют облачение на темное. Во время чина прощения можно петь стихиры Пасхи. В этот день последний раз употребляется скоромная пища.