Новости Барнаульской епархии

Источник информации: Алтайская митрополия
16 Марта 2016

Литургию Преждеосвященных Даров совершил митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий 16 марта в Покровском кафедральном соборе.

Архипастырю сослужили ключарь храма иерей Сергий Беляев, протоиерей Сергий Холодков, протодиакон Владимир Черных и другие клирики храма.

За богослужением пел хор Барнаульской духовной семинарии под управлением иерея Димитрия Котова.

Справка: Литургия Преждеосвященных Даров, или литургия Григория Двоеслова  — литургия, во время которой предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде — на предыдущей полной литургии по чину Василия Великого или Иоанна Златоуста — и сохраняемые в ковчежце, обычно на престоле или, реже, на жертвеннике.

Литургия восходит к апостольским временам. Великий Григорий I (папа римский) Двоеслов восстановил широкое употребление этой литургии в Римской и других западных церквах. Иерусалимский патриарх Досифей II (XVII век) пишет: «Преждеосвященная литургия принята от преемников апостольских и не есть творение Григория Двоеслова». Однако в некоторых богослужебных рукописях с XVI века составление литургии Преждеосвященных Даров приписывается святителю папе римскому Григорию Двоеслову.
 
Шестой Вселенский Собор 52-м правилом утвердил повсеместное совершение Преждеосвященной литургии в дни Святой Четыредесятницы, чтобы не лишать верных таинственного общения с Господом и вместе с тем не нарушать поста и покаяния совершением торжественной полной литургии.
 
В современной практике Православной Церкви служится в среду и пятницу Святой Четыредесятницы, в полиелейные (Иверской иконы Божией Матери, 1-го и 2-го Обретения главы Иоанна Предтечи, 40 Севастийских мучеников), храмовые праздники, в четверг 5-й седмицы Великого поста и с понедельника по среду Страстной Седмицы. Возможно её совершение в канун праздника Благовещения (24 марта (7) апреля). До 1930 года в Киево-Печерской Лавре также совершалась ежедневно в седмичные дни Великого поста (кроме его первых двух дней), что было пережитком Студийского Устава, который господствовал в Русской Церкви до XV века. В настоящее время эта традиция утеряна.