Новости Барнаульской епархии

Источник информации: Алтайская митрополия
21 Июня 2016

Вашему вниманию предлагается статья протодиакона Владимира Черных «Духовный репертуар как основа воспитания», в которой он разъясняет, что представляет собой термин "духовная музыка" и дает классификацию духовным песнопениям.

В приложении к статье даются определения основных церковно-певческих понятий, таких как: глас, осмогласие, распев, напев, обиход. Статья предназначена для руководителей детских хоров, планирующих принимать участие в межепархиальном хоровом фестивале "Юные голоса Алтая". Отец Владимир является куратором детского хорового фестиваля "Юные голоса Алтая", который проводится при поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива 2015-2016».

Духовная музыка на протяжении многих веков выражала стремление русского человека к красоте и гармонии, возвышая его чувства и помыслы. Она рассматривалась в отечественной педагогике как действенное средство воспитания подрастающего поколения.

Пение в хоре, кроме воспитательного значения, имело еще и конкретное образовательное наполнение, поэтому уже со времен Киевской Руси обучение пению входило в содержание образования и считалось не менее значимым, чем обучение чтению и письму. По мере развития системы образования изучение духовных песнопений всегда оставалось неотъемлемой частью всех учебных заведений дореволюционной России и отражало не только мировоззрение, но и вековой уклад жизни русского народа, его культуру и традиции.

Важно отметить, что к духовным песнопениям обращались почти все великие русские композиторы: М.И. Глинка, М.П. Балакирев, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов, С.Н. Танеев, А.Т. Гречанинов, Г.В. Свиридов и многие др., в связи с этим, духовная музыка имеет высокий эстетический потенциал.

Православная музыка имеет мировую ценность и признание. Древнерусские песнопения по праву считаются не только величайшими памятниками отечественной культуры, но и всенародным достоянием, общечеловеческой ценностью. Без знаний православной музыкальной культуры мы не сможем понимать многих, в том числе и мировых произведений искусств, основанных на православной традиции.