Новости Барнаульской епархии

Источник информации: Алтайская митрополия
8 Сентября 2016

По всей стране, надо создавать детские хоры — церковные и светские, организовывать их, объединять, устраивать съезды русской национальной песни. Хоровое пение национализирует и организует жизнь — оно приучает человека свободно и самостоятельно участвовать в общественном единении.

Иван Ильин: "О национальном воспитании".

Рассуждая над понятием, что такое духовность невольно возводишь очи своей души к Тому Вышнему, что лежит в корне этих понятий – к Духу. Дух, это высшее надмирное и вечное Божественное Начало. Здесь начинается точка отсчета координат всей вселенной и того что ее наполняет.

В связи с этим духовное делание – это все то, что приближает нас к Богу, являясь «насущным хлебом» питающим душу человека. В каждом человеке есть частица Божества - духовная субстанция. Внутренний человек – совесть, тянется к этому Божественному началу. Тут уместно напомнить притчу «О круге любви» преподобного Аввы Дорофея: «Представьте себе круг, средину его – центр и из центра исходящие радиусы-лучи. Эти радиусы, чем дальше идут от центра, тем больше расходятся и удаляются друг от друга; напротив, чем ближе подходят к центру, тем больше сближаются между собою. Положите теперь, что круг сей есть мир; самая средина круга – Бог, а прямые линии (радиусы), идущие от центра к окружности или от окружности к центру, суть пути жизни людей. И тут то же: насколько святые входят внутрь круга к середине оного, желая приблизиться к Богу, настолько, по мере вхождения, они становятся ближе к Богу и друг к другу... Так разумейте и об удалении. Когда удаляются от Бога... в той же мере удаляются друг от друга, и сколько удаляются друг от друга, столько удаляются и от Бога. Таково и свойство любви: насколько мы находимся вне и не любим Бога, настолько каждый удален и от ближнего».

В наш XXI век – век всеобщей разобщенности и технологического прогресса утрачивается тонкая связь с Источником всех Благ. Как блудный сын удаляются в страну далече, так современные люди, и особенно дети, уходят в страну виртуальной реальности, которой нам навязывает современный мир. Традиционная культура и ценности – это то, что возвращает человека в прародительский дом. Возвращение к родным корням помогает нам вернуться к духовным основам.

Одной из жемчужин традиционных ценностей является духовная музыка, которая делится на церковную (богослужебную) и народную (духовные стихи, канты, псальмы, колядки), которые по православной традиции исполняются хором (a capella).

Духовная музыка как одно из средств действующих на душу призвана восстановить утерянную тонкую связь с Творцом. Поэтому духовная музыка должна напоминать нам о высшем назначении человека, о потерянном Рае и Царствии Небесном.

До 17 века пение было одноголосным, а после появилось многоголосье, которое значительно обогатило музыкальную фактуру песнопений.

Ни для кого не секрет, что хоровое пение в России является одним из первых традиционных способов певческого исполнительского искусства. Детское пение всегда звучало на Руси. Даже у старообрядцев до сих пор сохранилась традиция пения в храме на два лика (хора). Первый – это правый мужской хор, а на втором – левом поют женщины и дети.

Сейчас много говорят о возрождении традиций – этого народного менталитета, который с молоком матери впитывали наши предки. Если мы хотим быть похожими на наших дедов и прадедов, то должны следовать в том направлении, которое дало им победить в мировых воинах, отстоять право на веру в безбожном государстве.

Воспитание нового поколения начинается с семьи, детских садов и школы. Фестиваль «Юные голоса Алтая» призван объединить детей для совместного праздника традиционного хорового пения.

Вспомним XX век. Не смотря на отделение церкви от государства и запрет на церковную и народную культуру, многие «советские» люди не могли с этим смириться и тайно соблюдали русские обычаи и традиции. Не смогла безбожная власть полностью искоренить корни благочестия и веры. Многие советские песни проникнуты патриотизмом и духовно-нравственным содержанием, например песни Валентины Толкуновой или детские песни: «Дорогою добра», «Прекрасное далеко» и многие другие, их нельзя забывать, они плод высокой культуры и должны быть включены в репертуар фестиваля.

В советское время деятели хорового искусства испытывали духовный голод и жажду по классическим церковным песнопениям Березовского, Бортнянского, Веделя, Архангельского, Чеснокова, Чайковского, Рахманинова и других известных церковных композиторов. Поэтому регентами в немногих открытых тогда храмах часто были высококвалифицированные специалисты - хоровые маэстро. Люди приходили в храмы, как на концерты, чтобы только послушать церковную музыку, приобщится к этому богатейшему началу русской духовной культуры. А некоторые корифеи хорового искусства, такие как А. Свешников и его ученики А. Юрлов и В. Минин, ссылаясь на подготовку к зарубежным гастролям, смогли убедить власти и исполнять на большой сцене духовные произведения великих русских композиторов. Остальные хоры исполняли церковную музыку с переписанными текстами на советский лад, и с такой новой подтекстовкой «о советской действительности и светлом будущем» пели многие духовные хоровые песнопения.

Сейчас можно безболезненно вводить в репертуар детских хоров духовную музыку и на нее основе воспитывать новое поколение, прививая им основы традиционной православной культуры. Фестиваль Алтайской митрополии «Юные голоса Алтая» призван возрождать исполнение духовных песнопений в детских хоровых коллективах.

Приглашаем церковные и светские детские хоровые коллективы принять участие в IV фестивале. Отборочный тур по епархиям Алтайской митрополии и Горноалтайской епархии с 9 по 30 октября, заключительные мероприятия 5 – 6 ноября в г. Барнауле.

http://altai-eparhia.ru/eparhia/news/?ID=14619

Фестиваль проходит при грантовой поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива 2015-2016».