Новости Барнаульской епархии

О празднике «Воздвижение Креста Господня» в нашей жизни

Источник информации: Алтайская митрополия
28 Сентября 2021

 

О празднике «Воз­дви­же­ние Кре­ста Гос­под­ня» в нашей жизни

Рож­де­ние Бо­го­ма­те­ри, празд­но­вав­ше­е­ся ше­стью дня­ми ра­нее, – пред­д­ве­рие тайны во­пло­ще­ния Бо­га на зем­ле, а Крест воз­ве­ща­ет о Его бу­ду­щей жерт­ве. По­это­му празд­ник Кре­ста то­же сто­ит в на­ча­ле цер­ков­но­го го­да (14/27 сен­тяб­ря).

С ран­не­го дет­ства и до са­мой смер­ти каж­дый хри­сти­а­нин но­сит на се­бе, на гру­ди сво­ей крест как зна­ме­ние Хри­сто­вой по­бе­ды и на­шей за­щи­ты и си­лы; мы начер­ты­ва­ем зна­ме­ние кре­ста на всем для нас до­ро­гом и свя­том, и на сво­их до­мах, и на сте­нах, и на две­рях; крест­ным зна­ме­ни­ем мы на­чи­на­ем день, и с крест­ным зна­ме­ни­ем мы по­гру­жа­ем­ся в сон, за­кан­чи­ва­ем день; каж­дое де­ло мы на­чи­на­ем и окан­чи­ва­ем крест­ным зна­ме­ни­ем, де­лая все во сла­ву Хри­сто­ву. Нет ни одного человека, который бы не нуждался в защите Креста. В тяжелое для нас время Христос присоединяется к твоей молитве, когда просит Бога-Отца сократить дни наших искушений.

Крест – на­ша ве­ли­чай­шая свя­ты­ня, на­ша сла­ва, наш ду­хов­ный все­по­беж­да­ю­щий меч, и та­ким его сде­лал для нас Хри­стос сво­ей смер­тью и сво­и­ми стра­да­ни­я­ми на Кре­сте.

Вот чем яв­ля­ет­ся для нас Крест Хри­стов, и мы свя­то и бла­го­го­вей­но долж­ны по­чи­тать и по­чи­та­ем его. Каж­дый из нас всю жизнь свою освя­ща­ет кре­стом и крест­ным зна­ме­ни­ем.

Полное название праздника – Всемирное Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

Православная Церковь 27 сентября вс­по­ми­на­ет два со­бытия. Это един­ствен­ный дву­на­де­ся­тый празд­ник, исто­ри­че­ской ос­но­вой ко­то­ро­го яви­лись не только но­во­за­вет­ные со­бытия, но и бо­лее позд­ние – из об­ла­сти цер­ков­ной исто­рии.

Первое относится к IV веку - обретение Креста: как го­во­рит Свя­щен­ное Пре­да­ние, Крест был най­ден в 326 го­ду в Иеру­са­ли­ме. Про­изо­шло это око­ло го­ры Гол­го­фы, где был рас­пят Спа­си­тель.

И вто­рое со­бытие несколько позже в VII веке  - воз­вра­ще­ние Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста из Пер­сии, где он на­хо­дил­ся в пле­ну, его вер­нул в Иеру­са­лим гре­че­ский им­пе­ра­тор Ирак­лий.

Оба эти со­бытия объеди­ня­ет в на­зва­нии празд­ни­ка то, что об­ре­тен­ный Крест пе­ред на­ро­дом воз­дви­га­ли, то есть под­ни­ма­ли. При этом обращали его ко всем сторонам света по очереди, чтобы люди могли поклониться ему и разделить друг с другом радость обретения святыни.

 

Празд­ник Воз­дви­же­ния, по­свя­щен­ный Кре­сту Хри­сто­ву, выра­жа­ет ли­тур­ги­че­ский (бо­го­слу­жеб­ный) ас­пект по­чи­та­ния хри­сти­а­на­ми Гол­гоф­ско­го Кре­ста как ору­дия спа­се­ния че­ло­ве­че­ства. У этого праздника есть один день предпразднства и семь дней попразднства.

 

 

Икона Воздвижение Честного Креста, XIX - ХХ в.

 

 

 

Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство - такие же дни после праздника.

Отдание праздника — 4 октября. Отдание праздника — последний день некоторых важных православных праздников, отмечаемый особым богослужением, более торжественным, чем в обычные дни попразднства.

* * *

В этот день Пра­во­слав­ная Цер­ковь при­гла­ша­ет ве­ру­ю­щих воз­дать бла­го­го­вей­ное по­кло­не­ние Чест­но­му и Жи­во­тво­ря­ще­му Кре­сту, на ко­то­ром Гос­подь наш и Спа­си­тель пе­ре­нес ве­ли­чай­шие стра­да­ния ра­ди на­ше­го спа­се­ния. Не бывает Воскресения без Голгофы, не бывает Голгофы без гефсиманского борения. Какое значение крестная смерть Спасителя имеет для нас? Его Гефсиманские борения помогают нам преодолевать искушения плоти. Его страдания очищают нас от греховного движения плоти. Его смерть очищает нас от всякого греха. Его Воскресение оправдывает нас.

На этом Кре­сте, по сло­вам цер­ков­ных пес­но­пе­ний, «смерть умерщ­в­ля­ет­ся и ны­не пу­ста яви­ся», на нем «со­де­ла спа­се­ние Пред­веч­ный Царь по­сре­ди зем­ли» и им осу­ществ­ле­на «веч­ная прав­да».

Для нас же Крест Хри­стов – бо­же­ствен­ная лест­ни­ца, «ею­же вос­хо­дим на не­бе­са»; спа­си­тель­ное это дре­во – «ору­жие ми­ра, не­по­бе­ди­мая по­бе­да», ко­то­рое «воз­не­се нас на пер­вое бла­жен­ство, яже преж­де враг сла­стию украд, из­гна­ны нас от Бо­га со­тво­ри», и мы – «зем­нии обо­жи­хом­ся» и «вси к Бо­гу при­вле­ко­хом­ся».

«Крест – гла­ва на­ше­го спа­се­ния; Крест – при­чи­на бес­чис­лен­ных благ. Че­рез не­го мы, быв­шие преж­де бес­слав­ны­ми и от­вер­жен­ны­ми Бо­гом, те­перь при­ня­ты в чис­ло сы­нов; че­рез не­го мы уже не оста­ем­ся в за­блуж­де­нии, но по­зна­ли исти­ну; че­рез не­го мы, преж­де по­кла­няв­ши­е­ся де­ре­вьям и кам­ням, те­перь по­зна­ли Спа­си­те­ля всех; че­рез не­го мы, быв­шие ра­ба­ми гре­ха, при­ве­де­ны в сво­бо­ду пра­вед­но­сти, че­рез не­го зем­ля, на­ко­нец, сде­ла­лась не­бом». Крест – «твер­ды­ня свя­тых, свет всей все­лен­ной. Как в до­ме, объя­том тьмою, кто-ни­будь, за­жег­ши све­тиль­ник и по­ста­вив его на воз­вы­ше­нии, про­го­ня­ет тьму, так и Хри­стос во все­лен­ной, объя­той мра­ком, во­дру­зив Крест, как бы не­ко­то­рый све­тиль­ник, и под­няв его вы­со­ко, рас­се­ял весь мрак на зем­ле. И как све­тиль­ник со­дер­жит свет ввер­ху на сво­ей вер­ши­не, так и Крест ввер­ху на сво­ей вер­ши­не имел си­я­ю­щее Солн­це прав­ды» – на­ше­го Спа­си­те­ля

свт. Иоанн Златоуст

https://cs5.livemaster.ru/storage/a6/c3/122ed812bf02f1940ae52dc84f9m--ukrasheniya-krest-natelnyj-serebro-blagorazumnyj-razbojnik.jpg

 

Крест соединяет земное и небесное, прошлое и будущее, освящает наше настоящее.

Как же нам не бла­го­да­рить Гос­по­да в этот празд­ник, воз­да­вая по­кло­не­ние Кре­сту Хри­сто­ву, ко­то­рый явил­ся для нас «за­ря­ми не­тлен­ны­ми» на­ше­го спа­се­ния, ко­то­рым от­крыт для нас до­ступ в цар­ство Бо­жие, к не­бес­но­му бла­жен­ству, че­рез ко­то­рый мы по­лу­чи­ли «бес­смерт­ную пи­щу»!

 

 

«При­и­ди­те, вер­нии, Жи­во­тво­ря­ще­му Дре­ву по­кло­ним­ся, на нем­же Хри­стос, Царь сла­вы, во­лею ру­це рас­про­стер, воз­не­се нас на пер­вое бла­жен­ство!»

Тропарь Воздвижению Креста Господня

Cпаси, Господи, люди Твоя / и благослови достояние Твое, / победы на сопротивныя даруя / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство

Кондак Воздвижения Креста Господня

Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству,/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на сопоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра,// непобеди́мую побе́ду

Для каждого из нас праздник Воздвижения Креста Господня имеет огромное личное значение, которое раскрыл в своем слове Предстоятель нашей Русской Православной Церкви.

 

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=03e7c8489db143b99cfc1006fedc4cc8-l&n=13

 

 

27 сентября 2019 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к верующим со словом.

 

(Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в соборе Софии Премудрости Божией г. Самары)

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Бог спасает человека, потому что никто из людей не может спасти самого себя - не на какой-то краткий промежуток времени, а на всю жизнь и для вечности. Никому из людей это не дано, Бог спасает человека. Но если на этом поставить точку и далее ничего не говорить, то возникает много справедливых вопросов: как же свободная воля человека, как же образ Божий в человеке? Ведь если Бог свободен, а человек предопределен к спасению, то в чем же свобода человека?

Это справедливые вопрошания, и чтобы на них ответить, нужно представить, что произошло в тот момент, когда совершалась тайна нашего спасения. А было это, когда Господь Иисус Христос, ни в чем не повинный Человек и Сын Божий, второе Лицо Троицы, являющее собой всю полноту Божества, взойдя на Крест, уничижается, оскорбляется, распинается. Если что-то подобное происходит с человеком, обладающим властью, мы задаемся вопросом: как же правитель дошел до того, что его свергли, убили? У него же была вся власть, почему же он ею не воспользовался? Чаще всего у историков есть объяснения, почему тот или иной государственный деятель, погибший от рук своих подчиненных, не смог спастись. Но окончательного рационального ответа на вопрос, почему Бог не спасся от рук человеческих, у нас нет. Ответ на этот вопрос мы можем получить лишь через свой собственный опыт — настолько, насколько мы приблизимся к Богу, насколько почувствуем любящего Бога в своей жизни.

Если бы спасение произошло только силой Божией, то человек оказался бы словно ни при чем, будто спасение дано ему даром, авансом. На самом деле это вовсе не так, потому что человек участвует в этой тайне спасения.

https://thumbs.dreamstime.com/b/%D0%B8%D0%B8%D1%81%D1%83%D1%81-%D0%BD%D0%B0-%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B5-%D0%B2-%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%B0%D1%85-87285721.jpg

 

 

Он присутствует в личности Богочеловека Иисуса Христа, ибо человеческая плоть распиналась, человеческая нервная система страдала от колоссальной боли, человеческое сознание содрогалось. Человеческое было в полной мере присуще Господу и Спасителю, и человеческая природа, распинаемая за грехи рода человеческого, стала Жертвой искупления за грехи многих.

 

Возникает вопрос: где же грань между божественным и человеческим? Как все это понять и соединить? Все это становится понятным и близким каждому, если мы поймем: Бог все это совершил через Сына Своего и Господа нашего только потому, что любит Свое создание. Он любит каждого из нас, Он любит род человеческий, а у любви нет границ. Как мать способна отдать жизнь свою за ребенка, так и Бог был готов жизнь Свою отдать за людей, за их спасение и исправление. Но бессмертный Бог не мог и не может умереть. И в мир приходит Сын Божий и Сын Человеческий, Который Своим человеческим естеством страдает бесконечно — и душевно, и физически - и Который физически погибает на Кресте, чтобы все мы имели жизнь вечную.

Тайна Божественного искупления, тайна крестного страдания Спасителя никогда не будет до конца понята, осмыслена - по крайней мере, в пределах нашей земной жизни. Но через опыт Церкви мы приближаемся к пониманию того, что всякая жертва, которая приносится во имя высших интересов, во имя жизни, во благо других людей, имеет огромное духовное значение, некую искупительную силу. А если бы не так, то действительно были бы непонятны пути истории, непонятна гибель миллионов людей, защищавших свою Родину. Почему умирает один ради другого, чем жизнь одного лучше жизни другого? Но ведь никто не задавался этим вопросом, когда шел в атаку на грозного врага и погибал на поле брани! Это казалось само собой разумеющимся. И понимание того, что жертва есть нечто необходимое для полноты человеческого бытия, что без жертвы во имя другого человека не может состояться человеческая жизнь, наполняет смыслом наше бытие и наши межличностные отношения.

https://storage.myseldon.com/news_pict_0B/0B5B4EC1FD0CCE0F8F67CBFA078B3284

Крест на Патриаршем Соборе во имя Воскресения Христова

                 (купол главного храма вооруженных сил РФ) 

Вот и сегодня, взирая на Крест Христов, мы можем сказать, что всему этому мы научились не от человеческой мудростиМы научились от Самого Господа и Спасителя, Который пришел в мир сей, пострадал и умер на Кресте ради нас с вами, ради нашего спасения, ради того, чтобы грех человеческий не был средостением между Богом и человеком, чтобы каждый из нас мог обращаться к Богу со словами «Отец», «Авва Отче». Не далекий неведомый царь, а Отец, Который связан с нами узами любви. Каждый, кто имеет детей, знает, что означают эти родительские узы, насколько они сильны, насколько они превозмогают всякую человеческую слабость и всякую человеческую скорбь. Вот такой любовью Господь любит всех нас.

Ну, а что же мы? Ужасно, когда на любовь родителей дети не отвечают любовью. Трагедия, когда на любовь одного из супругов другой не отвечает любовью. Чаще всего такой союз, такой брак распадается. А что происходит, когда мы на любовь Божию не отвечаем своей любовью? Для нас этот союз тоже распадается. Мы отделяемся от Бога, от Его истины, от Его силы, от Его благодати. Мы предаемся стихиям мира сего. Господь не перестает нас любить, но, поскольку мы все созданы свободными, Он предоставляет нас нашей собственной свободе, которая нередко уводит нас на очень опасные жизненные пути.

Сегодня, размышляя пред Крестом Спасителя о тайне Его жертвы, о тайне Его любви по отношению ко всем нам, тайне, в которую невозможно проникнуть ограниченным человеческим умом, мы должны сделать только один важный вывод: Бог нас любит. И если мы хотим быть в союзе с Богом, если мы хотим, чтобы наши молитвы были услышаны, мы должны ответить Богу той же любовью — не в той мере, в которой Он способен любить, но в той, в которой человек способен любить хотя бы другого человека.

В этой любви Господь от нас мало что требует. Он нам больше дает, чем требует от нас. Человеческие союзы, в том числе самый, может быть, ясный для понимания сказанного союз между мужем и женой, всегда требуют огромных усилий с обеих сторон. А Бог Своими усилиями во многом превосходит нашу способность ответить на Его любовь. Но, тем не менее, Бог ищет нашей любви, ждет нашей любви. А эта любовь должна проявляться не в малоубедительных словах «я люблю Тебя, Господи». Эта любовь должна проявляться в том, чтобы мы оказались способными любить наших ближних. Это удивительные слова - любить ближнего. Это не значит любить самого родного и близкого человека, а значит любить всякого другого человека, который и есть наш ближний.

Но как же воспитать в себе это чувство? Оно просто так не дается. Нет ни одного человека, который бы на ровном месте вдруг воспылал любовью к ближнему. Такого в жизни не бывает. Любовь всегда связана с жертвой, и пример Спасителя, распятого на кресте, иллюстрирует эту истину. Если, находясь в супружеском союзе, муж не жертвует собой ради жены, а жена не жертвует собой ради мужа, то подлинной любви нет, а есть лишь некие договоренности, в том числе юридические. Но на самом деле любовь только там, где один отдает себя другому. И если мы не научимся так любить ближних, в первую очередь родителей, мужа или жену, детей, родственников, затем коллег по работе, учителей, людей, с которыми Господь помог нам встретиться на жизненном пути и которые многое нам дали, если мы не научимся им отдавать часть своего сердца, то напрасно нам ожидать того, чтобы кто-то нас по-настоящему полюбил.

Крест Христов и страдания связаны друг с другом, и для того чтобы мы не споткнулись о трудности житейские и тем самым не изгладили любовь из своих сердец, мы должны всегда помнить то, что мы с вами сегодня прославляем, - Крест Христов, символ величайшей Жертвы и огромных страданий, через которые Бог во Христе явил любовь всему роду человеческому и каждому из нас.

«Нас любит Бог» - вот суть того, что означает вера в Бога. Нас любит Бог, а в ответ на эту любовь мы должны любить Господа через добрые дела, которые призваны совершать в отношении ближних и дальних, в отношении тех, с кем Господь судил нам встретиться на жизненном пути.

https://kuzbass-today.ru/wp-content/uploads/2020/06/molitvy-i-drugie-tradicii-na-vselensk-7.jpg

 

Пусть сегодняшний день поможет нам разобраться в самих себе, в своей собственной любви, поставить критический вопрос, в какой мере в жизни каждого из нас осуществляется по отношению к родным, близким и прочим людям все то, чему Господь нас учит, свидетельствуя на Кресте о силе Своей любви.

 

По милости Божией такие критические размышления помогают многого достичь в нашей жизни, а главное, обновить чувство любви, стать счастливыми, сознавая свою близость к Богу и близость к тем людям, кого мы называем своими любимыми.

Пусть Господь через Свой Крест помогает каждому из нас возрастать в любви, украшая этой великой добродетелью нашу жизнь. Аминь.

Источник: http://www.patriarchia.ru/

В нашем городе (г. Барнаул, Алтайского края) в 1909 г. был освящен кладбищенский храм, посвященный празднику и назывался он Крестовоздвиженской церковью. За советский период вид храма несколько раз изменялся.

Барнаул, планетарий, Крестовоздвиженская церковь

 

В 1932 году решением Западно-Сибирского крайисполкома он был зактры, а здание передано под избу-читальню районной библиотеки. Тогда же было принято решение о закрытии кладбища и превращения этой территории в сад культуры и отдыха имени Ударников.

 

Сейчас в храме все еще располагается планетарий (который заселился в храм в 1950-ом г., тогда были разобраны глава и барабан купола церкви). Хотя здание официально с 2018 г. передано Барнаульской епархии, но там все еще продолжает находиться планетарий. Хотя ему уже подобрано новое место и даже появилась вывеска Планетарий на бывшем кинотеатре Родина.

Православные верующие г. Барнаула терпеливо ждут, когда смогут возносить молитвы в стенах святого храма Крестовоздвиженской церкви.

Скоро, очень скоро все мы войдем в обновленную Крестовоздвиженскую церковь.

Первоначальный вид Крестовоздвиенской церкви

 

С праздником Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, дорогие братья и сестры!