Новости Барнаульской епархии

Источник информации: Барнаульская епархия
13 Декабря 2012

12-13 декабря епископ Барнаульский и Алтайский Максим возглавил Всенощное бдение и Божественную литургию в престольный праздник барнаульского храма в честь святого апостола Андрея Первозванного. Несмотря на суровый сибирский климат (за окном 34-36 градусов мороза) в храм пришли не только взрослые, но и дети. Владыке сослужили клирики Барнаульского благочиния. После праздничной литургии владыка Максим обратился к верующим со следующими словами:

егодня находясь в этом храме, мы вспоминаем святаго апостола Андрея Первозванного. В самом названии храма говорится и это мы слышали сегодня в Евангелии – именно его с братом Господь первых призвал на служение. Бог сказал, чтобы они оставили свое занятие, которое давало им кусок хлеба, а именно ловлю рыбы, и чтобы они шли за Ним и Он сделает их ловцами человеков. Они сделали это беспрекословно. Прошло более 2000 лет и мы вспоминаем это событие, вспоминаем апостола. Многое изменилось с тех пор. Слово Божие верно, оно действительно исполняется, так как оно исполнилось на апостоле Андрее. Его служение было удивительно с самого начала, он первым откликнулся, искренне, неленностно, за что и сподобился великих дарований апостольского служения. Он приобрел множество народа, обошел много земель и в конце своего апостольского служения принял мученический венец. И с какой радостью он это принял! Его жизнеописание, церковное предание и священные каноны передают следующее: когда его привели на мучения, он увидел крест и возрадовался.

Нам, жителям XXI века, сложно и трудно это воспринять. Как это так, почему? Но мы с вами должны понимать, что это было высокое апостольское служение, полученное от самого Господа. Обильное, благодатное дарование было дано тому, кто должен быть проповедником. Идти и благовествовать. Выполнив это он как и многие другие апостолы не однократно слышал от Бога что их ждет. А ждет их Царствие Божие. Они знали, что до этого будут притесняемыми и даже до смерти постраждут, как сам Господь говорил о себе. Они не минуют этой чаши. Они, совершая служение, молитвенно общаясь со Спасителем при жизни, и с людьми, апостолы радовались, что имеют такую великую возможность от Спасителя, основателя и главы Церкви Христовой, благовествовать слово Божие. Служение было радостным. Все труды они преодолевали безропотно. Господь и благодать Святаго Духа вспомоществовали им. Поэтому крест, который увидел апостол Андрей, был для него долгожданным. Он восхвалил крест Христов. Этот крест вошел в историю как Андреевский. Радость должна и у нас с вами быть. Мы знаем, что может быть источником радости. Впервую очередь мы должны ее черпать, не смотря на все сложности бытия. Несмотря на постсоветское время, когда многое что окружает нас не приносит радости. Были надежды построить светлое будущее без Бога, где будет всем все в достатке. Но не получилось. Люди веровавшие в это светлое будущее безусловно истинное в него верили, создавали его. Они были не только расстроены, но потерпели язву, поражение. Многие из них не имея основания веры заканчивали и заканчивают сейчас в расстройстве, отчаянье, доходящем до озлобления. Люди желают во что-то верить и те, кто поискав приобрел спасительную церковную оргаду, получают утешение в этом расстройстве и приобретают новое миробытие.

Мы с вами, несмотря на сложности современного положения, когда многое расстраивает в том числе и в СМИ, мы имеем великий источник счастья, которым является храм Господень - частица неба на земле. Сам Господь сказал чтобы мы спешили быть вместе. Если мы будем вместе, то Он будет посреди нас, как Он явялся апостолам после Воскресения. Он говорил людям волнующимся . Сейчас и тогда было много страхов, горя, бед. Апостолы были совсем еще новоначальные. Христа распяли, а они на Него полагались. Что говорить про наше время, про людей, вышедших из атеистического безбожного периода. Господь им являлся "дверью затворенной". Они сидели в горнице, молились, а Он явился и сказал: "Мир вам!" Удивительные слова. Слова Бога, сына Божия. Слова благодатной силы. Когда мы находимся в храме Божием, слушаем Богослужение, нам может не все понятно из чтения и пения, но сердце и душа радуются. Здесь мы чувствуем, что попали на Родину, откуда когда-то были отторгнуты, лишившись после грехопадения не только общения с ангелами, не только лишившись господства и заботы о возделывании Рая и живущих в нем, но также и общения с Богом, какое имели Адам и Ева. Эти тоска и голод несмотря на XXI век. Казалось бы кто мы когда попадаем в храм? Переступая порог храма мы вольно или невольно начинаем чувствовать то, какие мы есть, в каком состоянии,где запачкались. Искреннее состояние говорит о том, куда мы должны стремиться. Как часто слушая тот или иной родной голос или взирая на фотографию близкого человека мы невольно вспоминаем и радуемся, мы воспринимаем душевно. Нам хорошо. Тоже самое, только в духовном понимании, более возвышенном, потому что Дух - это частица дуновения Бога. Она нуждается в этой связи. Когда попадает сюда как на частицу неба на земле в храм Божий, мы преображаемся. Мы выходим совершенно иными когда приходим в храм. Это действительно источник умиротворения и радости. Молитва - общение с Богом. Молитва домашняя и храмовая. Это первый и главный источник.

Казалось бы при чем здесь пост? Какая связь между воздержанием и радостью? Мы с вами не только телесны, но и духовны. Когда мы насыщаем себя явствами, то становимся более людьми более плотными и плоть давит и закрывает наш дух. Мы становимся более грубыми, менее чувствительными. Если бы спортсмены не следили за собой, а человек - духовный атлет, аскет, если он не будет этого делать, особенно в пост, когда впереди великое событие Рождество Христово. Если пост не ради фигуры, не чтобы кому-то понравиться, а ради того, чтобы наша душа немного услышала, увидела иной духовный мир, нам необходимо воздержание. Тогда мы будем чувствовать легкость и получать большую радость. Есть такая пословица: "Сытое брюхо к молитве глухо". Человек насыщающий себя пищей чувствует себя тяжело, хочется спать. Книгу почитать уже тяжело. Поэтому воздержание, особенно в дни поста, поможет нам. Это - опыт Церкви. Еще один источник радости стоит даже выше - это милостыня и прощение. Это - уподобление Богу. Как приятно когда мы кому-то сделали добро. Радостно до слез, когда мы простили и примирились с кем-то. Будто с души 100 пудов свалилось. Так легко становится. Наконец-то примирились, а ведь были во злобе. Смотрели друг на друга аки волки. Господь первым показал пример - шел на встречу и прощал. Кто пришел к нам? Бог, Богочеловек. Кто стал человеком? Бог. Он стал творением. Он идет, обнимает, живет с нами. И мы не должны забывать этот особый источник радости, счастья, умиротворения. Не нужно ждать.

А то думаешь: "Он или она виновата. Пусть извиняется". А вдруг я пойду и он загордится? Вспоминать нужно Богочеловека Христа. В одной священной книге описывается как в обители одного игумена было 500 иноков. У них было такое духовное устранение. Игумен говорил: "Нам нужно радоваться, потому что нас ждет награда" . Обычно нам говорят, что нужно думать о том, что нас ждет наказание. Нам нужно радоваться, потому что мы в Церкви с Богом. Радоваться несмотря на пустыню, климат суровый. Омрачаются люди, которые во грехах. И мучаются люди, которые строят замки здесь на земле и не верят в будущую жизнь, не верят в воздаяние. А нам что терять? Пусть плохо, тяжело, но это все временно. В этой обители не было унывающего лица. Люди радовались несмотря на здоровье. Если мы не будем себе накручивать настроением, помыслами, а будем помогать себе этими рассуждениями, то может быть и нам чуть-чуть легче будет несмотря на наш небогатый край, небогатую жизнь. Вспоминая то, с какой радостью встретил свой крест апостол Андрей Первозванный, может и мы поймем что это не сказка. И мы когда-то предстанем пред Богом, поэтому и нам в жизни нужно потрудиться. Пусть на нас клевещут, пишут, печатают. Нужно себе говорить, что мы еще худшего заслуживаем. Но нужно устремляться к лучшему, к Богу. Если Господь попускает, значит нас не оставил и управляет нас в будущую жизнь. А здесь же экзамен, временная жизнь. Вспоминая апостола, который обошел многие страны, бассейн Черного моря, был в Киевских горах, и благословил эти земли, откуда и мы получили святое Православие. Будем и мы стараться, ведь ничего нового нет. Раньше были искушения и сейчас они есть. Понемножку будем делать подвижки, искать источники радости. Может кто-то увидит нашу радость и удивится этому. Что это с ним случилось, чего радуется? Наверное у него сокровище, на счете в банке. Мы действительно имеем сокровище - Церковь, мать нашу многострадальную Русскую Православную, сонм мучеников-исповедников. Сколько людей, которые были до нас, пережили трудную жизнь! Со словом Божиим, молитвой все преодолеем. Аминь!"

Затем прихожане совершили крестный ход вокруг храма, во время которого архипастырь окропил стены храма и людей святой водой.