Новости Барнаульской епархии

Источник информации: Барнаульская епархия
18 Октября 2013

17 октября в молодежном объединении при храме апостола Иоанна Богослова г. Барнаула состоялся киноклуб, смотрели фильм “Назарин” (Мексика, 1959), который получил международный приз Каннского кинофестиваля. После просмотра получилось очень интересное обсуждение.

В центре фильма священник падре Назарио, который старается жизть по вере, по Евангелию, у него слова не расходятся с делом - у него нет практически ничего, он бессребреник, его постоянно обкрадывают и он относится к этому спокойно, он совершает много бескорыстных поступков, все, что он имеет, отдает тем, кому нужнее, “я беден, потому что мои прихожане бедны и я должен быть как они” - говорит он. Падре Назарио - очень добрый и отзывчивый человек, окружающая его действительность - нищий и голодный народ Мексики конца 19 века и священник помогает, чем может. Но за его доброту на падре начинают сыпаться невзгоды и страдания - он лишается места священника после того, как укрыл истекающую кровью, раненную блудницу, совершившую убийство, сгорает его дом, он становится странником и пытается устроиться рабочим и трудиться за еду, но его выгоняют, у него не получается утешить умирающую от чумы женщину, в конце фильма он попадает в тюрьму и конвойный ведет его на суд по жаркой пустыне, случайная торговка фруктами дает падре ананас со словами “Возьми и Бог с тобой!”, после чего в нем происходит какая-то внутренняя борьба, он меняется в лице, принимает ананас со словами “Да воздаст тебе Господь” и идет дальше. Вот такой неожиданный на первый взгляд конец фильма. Мы пытались понять о чем фильм, рассматривая путь священника от начала фильма, но это не получилось. Падре Назарио напоминал нам своей жизнью князя Мышкина и дон Кихота, также делал добро, был добрым человек и страдал от проявлений зла, но в чем же суть?.

И тогда мы пошли от конца фильма. Пытались осмыслить ананас. Для чего он? Почему ананас? И тогда выяснилось, что дать спелый ананас в жаркой Мексике равносильно тому, когда дают пить. И тут мы поняли, что избитый в тюрьме, оставленный своими друзьями, которые раньше были с ними, идущий по знойной пустыни и изможденный падре Назарио напоминает нам Иисуса Христа, идущего на Голгофу, а ананас это вот что - «После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду». Ананас - это образ страданий до последнего вздоха, который берет Назарио и идет по пустыне на свою голгофу под звуки барабанов, глядя вперед просветленным взглядом. А может ананас, такой экзотический фрукт, совершенно неуместный в той ситуации, это еще и обетование Царства Божьего?

Мы поняли, что падре Назарио - это аллюзия к Евангелию, это человек, в котором “изобразился Христос” и тогда мы начали искать общность пути падре и пути Христа с начала фильма, поняв конец. И не зря! Увидели много интересного. Подобно Христу падре помогает людям, не имеет ничего своего, не имеет, где “главу приклонить”, делится тем, что имеет. После лишения места священника падре делается обычным странником, который живет на подаяние и в котором не узнается священник, он общается с блудниками и нищими, проповедует Христа, раскаявшаяся блудница и ее сестра становятся его последователями, “учениками” и идут везде за ним, хотят стать как он, считают его святым (что он постоянно отрицает). После совместной с ним молитвы исцеляется больная девочка, он помогает лечить больных чумой и ухаживает за ними. Сцена ареста падре и двух следовавших за ним женщин в саду ярко напомнила нам сцену в Гефсиманском саду. “Кого вы ищите? Идемте”. Подобно Петру, вынувшему меч, одна из женщин бросается защищаться и устраивает драку с жандармами. Подобно Христу падре подвергается издевательствам, побоям и унижениям по дороге в тюрьму, но не отвечает на них, кротко их переносит и в конце фильма идет на свою голгофу, всеми оставленный. Но этот ананас, это “жажду!” производит в нем переворот. Возможно, он не видел, что идет “по пятам” Христа, по Его следу, либо не осознавал этого до конца, и поэтому в конце фильма в нем чувствуется надлом, сомнения, посеянные в падре его защитником в тюрьме, который сказал ему, что падре - хороший человек, но, как и плохой человек, он никому не нужен. Ананас открывает Назарио Евангельские события и самого Христа, который прошел этот путь первым, до него, падре понимает, Чьим путем он идет и Кто идет вместе с Ним, он открывает Христа в своей жизни, встречает Его в страдании. И это производит в Назарио переворот, преображение, Христос дает ему силу идти этим путем дальше, “В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь - я победил мир”, идти до конца и победить! Поэтому падре Назарио идет на свою голгофу просветленный и преображенный, побеждающий.

Так о чем же фильм? О Кресте. О Христе. О Кресте как пути за Христом, как жизни по вере в Него. Жить по Евангелию в нашем мире это значит добровольно брать на себя крест Христов, это делать добро, получая в ответ зло, но отвечать на зло добром и любовью и так побеждать. “Не будь побежден злом, но побеждай зло добром”. Добро и любовь побеждают Крестом, через Крест, только так. Поэтому Сын Божий и Сын Человеческий добровольно взошел на Крест - чтобы победить! Иного пути к победе не было и нет! “И сия есть победа, победившая мир”. И Он дает силы нести этот Крест тем, кто хочет Его взять - “Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир”. Это фильм о решимости. О решимости идти за Христом, жить по вере. Образ падре Назарио ставит перед нами вопросы - а идем ли мы за Христом, а выбрали ли мы, решились ли мы на Крест как образ нашей жизни и нашего пути или боимся это сделать и ищем окольные пути? Входим и выходим “через окно”? Здесь очень интересна такая деталь - в самом начале фильма падре входит/выходит из своего временного жилища через окно, хотя есть дверь, но ей “неудобно пользоваться, все входят через окно”. Но потом происходит пожар в этом жилище, который завершает крушение прежней жизни священника (лишение места, обвинения в нечестии и т.д.). Старая жизнь, более менее комфортная, сгорает в огне. И “крещенный огнем” таким образом, падре посылается в мир, становится странствующим сельским проповедником, в новую жизнь он уходит через дверь. Вспоминаются слова Евангелия - “Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам...Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец” (Ин. 10).

А что же значит имя “Назарио” и почему так называется фильм - “НазарИн”? Мы решили, что это аллюзия к Назорею. Иисусу Назорею, Царю Иудейскому.

Владимир Зяблов и Полина Маркина