Новости Барнаульской епархии

Источник информации: Барнаульская епархия
4 Декабря 2013

2 декабря в Барнаул прибыла икона Иерусалимской Божией Матери. 4 декабря, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, образ будет торжественно передан Покровскому кафедральному собору г. Барнаула.

Иерусалимская икона Божией Матери, изготовленная  по благословению Блаженнейшего Патриарха Святого града Иерусалима и Всей Палестины Феофила, принесена в дар Барнаулу Иерусалимской православной паломнической общиной "Елеон-2000" (Иерусалимский Патриархат). Община "Елеон-2000" состоит из бывших выходцев стран СНГ и вот уже  на протяжении нескольких лет осуществляет проект «Дары Святой Земли России и странам СНГ». Цель проекта - возрождение храмов и укрепление православной веры.

Иерусалимская икона Божией Матери, изготовленная на пожертвования многочисленных членов общины, вышита монахиней Синклитикией (Греческий Патриархат) и освящена на святынях Святой Земли: в храме святого Никодима, вериг апостола Петра, храмах Палестины, храме Гроба Господня, Гефсимании, в Спасо-Вознесенском монастыре на Елеоне, впитав благодать святых для каждого христианина мест. Икона привезена директором общины "Елеон-2000" Иваненко Светланой Владимировной.

Краткая историческая справка


Иерусалимская икона Божией Матери, по преданию, была написана в 15-й год по Вознесении Господнем, в Гефсимании, и была первой из всех образов Богородицы, созданных святым Евангелистом Лукой. Предназначалась икона для иерусалимской общины. По некоторым свидетельствам, именно этот образ, находившийся некогда в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, явился той чудотворной иконой Богородицы, от которой изшел глас к преподобной Марии Египетской, обративший ее от греховного пути[1]. 

В 463 году образ был перенесен из Иерусалима в Царьград греческим царем Львом Великим (457-474) и поставлен в храме Богородицы - Пигии (греч. - «Источника»). При императоре Ираклии (575-641), когда на Константинополь напали скифы, по всенародной молитве перед Иерусалимской иконой, произошло чудо избавления города. В память об этом образ перенесли в один из главных храмов Византии - Влахернскую константинопольскую церковь, где он и оставался в течение почти трех столетий, до царствования Льва VI Философа. При этом правителе, в 988 году, Иерусалимская икона была перенесена в Херсон, или Корсунь, и передана в дар великому князю Владимиру, покорившему этот город и крестившемуся в нем. В свою очередь, св. кн. Владимир не долго хранил чудотворный образ в своем Киевском княжестве, но даровал его новгородцам, по их обращении в христианскую веру. 

Более четырехсот лет икона Богородицы пребывала в Софийском соборе Великого Новгорода. Ее почитанием здесь обусловлена особая любовь к Иерусалимскому образу во многих градах и весях Русского Севера. В 1571 году царь Иоанн Грозный перенес ее в московский Успенский собор. 

Во время нашествия французов в 1812 году икона была ими похищена и принесена в Париж, где и находится доныне в соборе Парижской Богоматери. В Успенском же соборе, за патриаршим местом хранится только точный список с Иерусалимской иконы, принесенный сюда из церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что на Сенях. На полях этого списка помещены изображения святых апостолов Петра и Павла, Луки, Симона, Филиппа, Матфея, Марка, Иакова, Фомы и Варфоломея и святых мучеников Прокопия, Георгия и Меркурия. 

Празднование Иерусалимской иконе совершается 12/25 октября, а в некоторых местах в ее честь отмечаются дни - 13 ноября и пятая суббота святой Четыредесятницы. 

Иконография 

С иконографической точки зрения, Иерусалимская икона Божией Матери представляет собой тип «Одигитрии» (греч. - «Путеводительница») - поясного изображения Богоматери с Младенцем на правой или левой руке. Единственное различие состоит только в положении Христа: Он обращен и фигурой и лицом к Божией Матери и, подняв к Ней голову, держит на левой руке на коленях свиток, а правой благословляет двуперстным сложением. В силу этого обращения Младенца к Матери, и Она сама, склонив голову и обратившись к Нему лицом, смотрит на Него, слегка прижимая правую руку к груди. Здесь наблюдается смягчение строгого, несколько отстраненного типа Божией Матери «Одигитрии». 

Чудотворные и местночтимые списки с иконы 

После 1812 года на утешение москвичам остались два точных списка с Иерусалимской иконы Богородицы. Первый, как уже отмечалось выше, был принесен в Кремль из церкви Рождества Богородицы на Сенях, располагавшейся в жилых палатах московских царей, и помещен за патриаршим местом в алтаре Успенского собора. 

Второй чудотворный список Иерусалимского образа Божией Матери находится в Измайловском Покровском соборе. Он был написан во второй половине XVII века в Оружейной палате Кремля. Кроме исцелений во время чумы 1771 года, эта икона помогла остановить эпидемию холеры, надвигавшуюся на Москву с юга. Жители сёл, находящихся на территории современного Южного округа, попросили отпустить к ним чудотворную икону для совершения общественных молебнов, что и было сделано 15 сентября 1866 г. После молебнов перед образом Иерусалимской Божией Матери в Коломенском, Дьякове, Сабурове и остальных селах ни один человек больше от холеры не умер. Икона пребывала в Покровском соборе до 1932 года, когда закрытый пятью годами ранее собор был разорен. Удалось сохранить лишь несколько икон. Среди них была и «Иерусалимская», которая была передана в храм Рождества Христова в Измайлове. После восстановления Покровского собора икона была возвращена на прежнее место, где почерневший образ вскоре чудом обновился. По бокам ковчега чудотворной иконыы изображены апостолы и трое мучеников. В отличие от прочих списков, на измайловском персты благославляющей десницы 

Еще один местночтимый список Иерусалимской иконы находился в Иерусалимском приделе московского храма Троицы в Вишняках, однако следы его утеряны. Такова же судьба и чудотворного списка Иерусалимской иконы из Троицкой Кривоозерской пустыни, которая располагалась прямо напротив города Юрьевца, близ устья реки Унжи (ныне Ивановская область). Эта обитель давно уже скрыта под водами Горьковского водохранилища. Кривоозерский список был написан в 1709 году иноком Корнилием, до пострижения известным под именем царского иконописца Кирилла Уланова. Список этот прославлен многими чудесами. Со времени освящения этого образа, т. е. с 1711 г., в Кривоезерской обители вошло в обычай отпускать св. икону из монастыря по просьбе окрестных жителей, имевших к ней большую веру, в их приходские церкви, а оттуда в селения и дома для совершения молебствий. 

В центре Бронниц (Подмосковье) в 1840 году был построен храм, посвященный Иерусалимской иконе Божией Матери. В этом храме до сих пор хранится точный список с московской чудотворной иконы из Успенского собора. Полагают, что бронницкий список был сделан еще в XVI веке и до 1771 года находился не в храме, а в кладбищенской часовне. В 1771 году икона прославилась исцелением больных моровой язвой и была перенесена в храм. В память чудес жители Бронниц решили ежегодно в 10-е воскресенье по Пасхе совершать крестный ход вокруг города. Множество чудесных исцелений произошло в холерные 1848 и 1864 годы. 

Один из наиболее прославленных списков Иерусалимской иконы Богородицы был дарован святителем Московским Филаретом через посредство известного Христа ради юродивого Ивана Степановича в 1855 году Крестовоздвиженской женской обители Подольского уезда Московской губернии. В 1873 году там состоялось освящение храма во имя Иерусалимской иконы Божией Матери. Глубоко чтилась в обители и знаменитая икона Иерусалимская (Бронницкая), не раз бывавшая в этом монастыре.