Новости Приамурской митрополии

Источник информации: Приамурская митрополия
29 Декабря 2016
29 Декабря 2016 08:59

ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ

РЕГИОНАЛЬНОГО ЭТАПА

XXV МЕЖДУНАРОДНЫХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЧТЕНИЙ

В АМУРСКОЙ ЕПАРХИИ



Региональный этап XXV Международных Рождественских образовательных чтений по теме «1917-2017 г.: уроки столетия» проходил в Комсомольске-на-Амуре в период с 19 по 27 декабря 2016 года.

Чтения проводились по инициативе Амурской епархии при поддержке Правительства Хабаровского края (заместителя Председателя Правительства Хабаровского края по вопросам безопасности И.Е. Ильца), Администрации города Комсомольска-на-Амуре, вузовского сообщества города. Работа Чтений осуществлялась на площадках АмГПГУ, КнАГТУ, МУК ЦГБ им.Н.Островского, Дома детского творчества, воинских частей в Комсомольском и Солнечном районах, на площадках «Теплого дома» Солнечного благочиния Амурской епархии и управления Амурской епархией.

В работе Чтений приняло участие более 520 человек. Состав участников – представители администрации города Комсомольска-на-Амуре и муниципальных районов, преподаватели вузов, учителя, педагоги дополнительного образования, специалисты управлений образования города и муниципальных районов, входящих в состав епархии, работники культуры, сотрудники силовых правоохранительных органов, военнослужащие, священнослужители, студенты и школьники, представители населения города Комсомольска, интересующиеся культурой Православия и проблемами взаимоотношений Православия с другими конфессиями, вопросами развития духовно-культурной традиции народов, составляющих общность Русского мира, вопросами осмысления и преемства исторического опыта нашей страны.

В ходе работы Чтений их организаторами предусматривалась реализация практикоориентированного подхода к выбору направлений и форм работы. Ключевыми для епархии в этом году стали проблемы осмысления исторического опыта страны. И это было подчеркнуто заглавным докладом на открытии Чтений, блестяще сделанном канд.ист.наук, доцентом кафедры истории АмГПГУ Валерием Владимировичем Ивановым.

Еще одно из направлений – проблема экстремизма. Так совпало, что открытие наших Чтений прошло практически в день убийства нашего посла в Турции, что еще раз подчеркнуло актуальность направления, заявленного в Программе чтений.

И третье направление – посвящено рассмотрению традиционной и постоянно актуальной проблеме - развитию духовно-нравственной культуры на основе традиций и ценностей Православия.

В соответствии с Программой Чтений проведено:

1. Два пленарных заседания с заглавными и итоговыми докладами.

2. Осуществлена работа круглых столов «Экстремизм. Истоки и вызовы современности. Педагогические и правовые формы противодействия» и «Православная культура в школе: опыт, проблемы и перспективы развития».

3. Организован семинар для сотрудников силовых и правоохранительных структур «Экстремизм и проблемы религиозной безопасности в современных условиях» с участием А. А. Корелова, адвоката, Председателя юридического комитета защиты прав и достоинства личности при Российской ассоциации центров изучения религии и сект, эксперта по деструктивным культам и сектам (г. Москва) и Р.А. Прокопишина, сотрудника Института психологии РАН, психолога-эксперта Межрегионального центра экспертиз по проблемам противодействия экстремизму и терроризму (г. Москва),

4. Московскими специалистами проведены также две встречи по аналогичной тематике для военнослужащих воинских частей.

5. Организована работа секций «Экстремизм в молодежной среде. Тоталитарные секты и религиозная безопасность общества», «Духовно-культурные ценности нации и религиозная безопасность», «Развитие духовно-нравственной культуры на основе традиций и ценностей Православия».

6. Открыты выставки творческих работ учащихся - участников конкурса «Красота Божьего мира» и студенческих работ «Рождественская открытка».

7. Проведено в соответствии с заявками 7 экскурсий «Православные храмы «Города на заре».

8. Епископ Амурский и Чегдомынский в рамках Рождественских чтений принял участие в проведении традиционного приема детей с ограниченными возможностями, проводимого институтом педагогики и психологии и ректоратом АмГПГУ.

9. В ходе проведения Чтений студенческим волонтерским отрядом «Призвание» проведена «Рождественская благотворительная ярмарка».

Особенностью проведения Рождественских чтений этого года стала организация ряда мероприятий, включенных в программу по инициативе партнеров, ставших в полном смысле слова, соорганизаторами Чтений - таких как АмГПГУ и ДТДиМ.

При обсуждении проблем, включенных в Программу Чтений, участниками было подчеркнуто важнейшее значение направлений, выбранных для обсуждения в этом году.

  • Участники чтений отмечают, что в современном мире прослеживается тенденция пересмотра отечественной истории, связанная с либеральными политическими течениями и прозападнической настроенностью их, с утверждением ими того, что вся российская история – миф, что у России нет ничего настоящего, что россияне сами себя придумали. Для апологетов этого течения само существование русского и советского народа, его тысячелетней истории и культуры, основанной на ценностях Православия, рассматриваются как опасность. Предпринимаются попытки создания всевозможных доказательств мифологичности, придуманности нашей истории, обоснования попыток уничижения и уничтожения нашей нации. Участники Чтений считают, что сегодня, как никогда, важно противопоставить этому направлениюлиберальной мысли в России подлинные, проверенные временем нравственные и духовные ценности народа, давать достойную и аргументированную оценку фактам истории нашей страны, шире знакомить с ними наше подрастающее поколение, в том числе, шире включать школьников в участие в конкурсе «Истории живые родники», разработать подобные формы работы со студенческой молодежью,

  • Участники Чтений выразили убежденность в том, что сегодня действительно существует опасность экстремизма, возникающего на основе религиозного радикализма и на территориях отдаленных от «горячих точек», в том, что недопустимо распространение этих идей в обществе, убежденность в необходимости вооружения наших земляков, и прежде всего, нашей молодежи формами и способами противостояния этим идеям. Участниками Чтений вынесена рекомендация о продолжении просветительской работы с молодежью в этом направлении и выработке эффективных ее форм.

  • Участники Чтений отмечают, что ключевым условием формирования нравственной личности и общества, основанного на взаимном уважении, является обеспечение духовно-нравственного воспитания в образовательном процессе и подчеркивают необходимость особенно бережного его сохранения и развития. Сегодня школами на территории Амурской епархии уже накоплен определенный опыт преподавания основ религиозной культуры и светской этики и опыт ведения внеклассной работы в школах, учреждениях дополнительного образования и культуры, и прежде всего в библиотеке им. Н.Островского. Однако, как он показывает, знания школьников о православной духовной традиции, о православной культуре – традиции главной для нашего региона конфессии, продолжают оставаться недостаточными для противостояния вызовам современности, с которыми наши дети сталкиваются.

  • Участники чтений считают, что необходимо приложить новые усилия епархиальному отделу религиозного образования совместно с управлениями образований муниципальных территорий для введения более широкого преподавания православной культуры в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», организовать через участие носителей Православной культуры в родительских собраниях поддержку родителями выбора модуля ОПК, провести диссеминацию опыта работы учителей и школ, успешно ведущих преподавание православной культуры и ознакомление с ней во внеурочной деятельности, организовать информационно-консультационный совет для учителей ОПК с участием представителей ОРО Амурской епархии, подготовить к публикации лучшие материалы, представленные учителями на региональный этап Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя», провести олимпиаду по ОПК для школьников, организовать преемственность духовно-нравственного воспитания в образовательных организациях всех видов и типов — от детского сада до вуза, шире привлекать учителей и педагогов вузов и ссузов к участию в конкурсе «За нравственный подвиг учителя».

  • Участники Чтений рекомендуют Оргкомитету регионального этапа XXV Международных Рождественских образовательных чтений:

    • организовать публикацию материалов Чтений – докладов, сообщений, презентаций с обязательным электронным приложением видео и аудиоматериалов для дальнейшего их использования в образовательных учреждениях общего среднего, среднего профессионального и высшего образования;

    • шире привлекать к участию в Чтениях специалистов образовательных учреждений СПО;

    • предусмотретьформат встреч молодежи с приглашаемыми специалистами в форме круглых столов в разных образовательных учреждениях с целью создания условий неформального и свободного общения по проблемам духовно-нравственного развития, волнующим молодежь;

    • организовать при Амурской епархии Ассоциацию ревнителей духовно-нравственного просвещения с участием всех организаций и лиц, заинтересованных в развитии духовности и нравственности в нашем обществе;

    • усилить информационное сопровождение процесса организации и проведения Рождественских чтений через СМИ и социальные сети;

    • направить настоящий Итоговый документ в образовательные учреждения города и муниципальных районов, входящих в состав Амурской епархии для размещения их на сайтах.

    • Участники Чтений выражают уверенность, что общая сосредоточенность Церкви и органов светской власти, светских образовательных учреждений, СМИ на решении этих ключевых проблем будет способствовать развитию плодотворного соработничества в деле укрепления духовных основ жизни населения нашего региона.



      Комсомольск-на-Амуре,

      2016 год от Рождества Христова