Новости Архангельской митрополии

1 Апреля 2015
1 Апреля 2015

Выставка «Служение образу. Реставратор Александр Мурашов» завершается в Архангельском музее изобразительных искусств (пл. Ленина, 2). Последний день экспозиция работает 15 апреля.

Заведующая отделом древнерусского искусства доктор искусствоведения Татьяна Кольцова рассказала, что к выставке музей издал буклет с перечнем основных работ мастера, а также подготовил видеоряд, где показано, какими иконы были до и какими стали после реставрации.

«В экспозиции представлены отнюдь не все работы Александра Мурашева. Он отреставрировал в три раза больше икон, чем увидит зритель, и сотни их «укрепил», — подчеркнула Татьяна Кольцова. — Порой из экспедиции приходят образы, которые нельзя даже поставить — повредится живопись. Такие иконы сразу попадают на стол к специалисту».

На выставке представлены уникальные по методу реставрации образы. Как рассказала доктор искусствоведения, икона Богородицы из Пятницкого придела храма Воскресения Христова в с.Матигоры попала к Александру Мурашеву в тяжелом состоянии: «Икона несколько десятилетий пролежала в воде, и плесенью была поражена деревянная основа и паволока — основа холста, на которой лежит слой живописи и грунта. К этому образу реставраторы боялись подступиться. Когда Александру Мурашеву передали икону, то главная задача была — консервация. Мы, конечно, не ожидали, что эту работу он доведет до конца. Реставрация длилась более пяти лет. Это был уникальный процесс, когда живопись с грунтом отделили от доски. Потом обработали основу, тыльную сторону холста, размягчили холст с живописью и попытались и, к счастью удачно, посадить все назад».

Татьяна Кольцовой объяснила, что подобным образом реставрировали иконы и прежде, однако методику для этого конкретного образа реставратор придумал сам, конечно, советуясь с коллегами. «Не каждый возьмется за такую работу, потому что универсальных методов нет, икона как человек, второй такой не будет, и каждая преподносит свои сюрпризы реставратору».

Александр Петрович Мурашов – один из ведущих реставраторов темперной живописи в Архангельской области. Родился в 1953 году в Хабаровске. Окончив Красноярское художественное училище в 1980 году, начал творческий путь как художник. Несколько лет работал художником-оформителем на Сахалине. Мурашов пришел на работу в Архангельский музей изобразительных искусств в 1985 году – и на протяжении тридцати лет бессменно работает художником-реставратором темперной живописи.

Реставрационные навыки и практику он получил в Москве, во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря под руководством реставратора высшей категории Ольги Пригородовой.

Александр Мурашов участвовал в нескольких экспедициях по сохранению иконописного наследия Архангельского Севера. Несколько лет мастер сотрудничал с Кенозерским национальным парком, выполнил реставрацию «небес» Никольской часовни д. Вершинино, часовни Святого Духа д. Глазово и Великомученицы Параскевы в д. Тырышкино и икон Макарьевской Хергозерской пустыни.

В последние годы Александр Мурашов реставрирует иконы храмов Архангельской и Холмогорской епархии: Троицкой церкви, храма св. Мартина Исповедника и Ильинского собора в Архангельске, работает для Антониево-Сийского монастыря.

Справки по тел.: +7 (8182) 65-35-34, 65-36-16

Пресс-служба Архангельской епархии
1 Апреля 2015