Новости Архангельской митрополии

26 Сентября 2015
25 Сентября 2015

В память о почившем протоиерее Алексии Жаровове, настоятеле Богоявленского храма города Мезени, предлагаем вниманию читателей написанное им эссе о жизни прихода в отдаленной северной провинции.

Текст был опубликован в «Вестнике Архангельской митрополии» в сентябре 2013 года.

Мезень. Во благовремении

В «Кратком историческом описании приходов и церквей Архангельской епархии» 1895 года издания сказано: «В 1700 году приступили к постройке теплого храма в честь Богоявления. Освящен в 1703 году. По ветхости заменен новым, ныне существуемым. Постройка начата в 1859 г., освящение состоялось в 1861 году». Сейчас этот храм относится к Нарьян-Марской епархии, его настоятелем служит иерей Алексий Жаровов. В маленьком эссе он описал свой приход и жизнь Мезенского района, одного из самых сложных по доступности в Архангельской области.

Собор в Мезени

Все, что выпало испытать русским храмам, Богоявленский собор в Мезени получил в избытке. Тысячи поморов в этот мир принял, в иной мир проводил. Достойно снес поругания и на десятки лет приютил сначала клуб, затем – кинотеатр, несколько лет стоял в запустении.

Возрождение храма началось в 2000-м году. С этого же времени начались восстановительные работы. Сначала для богослужения оборудовали помещение пристройки (использовалось как фойе кинотеатра), сооруженной в 1940-х годах из старого амбара. Большую помощь оказал о. Андрей Близнюк со студентами Московского Свято-Тихоновского университета. К 2005 году это сооружение изрядно обветшало, было холодно так, что зимой вода на полу замерзала.

Денег катастрофически не хватало на отопление, освещение, не говоря о восстановительных работах. Чтобы сдвинуться с мертвой точки, решили, по старой поморской традиции, воздвигнуть православный крест перед алтарем собора. В 2007 году в праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, после Божественной литургии, при большом стечении народа отслужили чин освящения креста, изготовленного мезенским мастером Юрием Масловым. В этот день люди увидели, что сами могут что-то сделать.

Вскоре начались первые подвижки в восстановлении. Было велико желание служить в соборе, но там не было пола. В ноябре 2012 года отслужили молебен на паперти. Пусть на паперти, но все-таки ближе к собору. Вспомнилось древнее церковное правило, по которому кающиеся какое-то время должны стоять на паперти и просить у всех прощения. Только потом они допускались в притвор храма. Промыслительно, что первое богослужение в притворе собора состоялось в первый день Великого поста.

Мы и сейчас там служим. Нет окон, дверные проемы занавешены клеенкой… но полы уже почти везде настелены, топится булерьян, и рядом с ним тепло. Приятно отметить, что в собор стали заходить чаще.

Колокола вместо рынды

Мезенский район заслуженно считается самым труднодоступным. Около ста лет здесь не было священника. Постепенно люди привыкли, забыли о богослужениях, храмах, батюшках. Остались огромные поклонные кресты – то немногое, что удалось сохранить. К ним ходили тайком, в одиночку, чтобы выплакать свое горе.

Духовной литературы не было. Душа тосковала, и детские воспоминания подсказывали людям какие-то отрывочные действия из большой культуры Православия. Так, например: при выходе из города похоронная процессия до сих пор останавливается. Постоят, помолчат и дальше идут. Напрочь забыто, что в прежние времена на этом месте служили литию. И так во всем. Худо-бедно, но жизнь текла своим чередом. Думаю, что такая картина характерна для любого отдаленного района.

Я приехал в Мезень в феврале 2005 года, сменив предыдущего настоятеля, отслужившего здесь пять лет. Немногочисленные прихожане за это время привыкли к священнику, и смена настоятеля прошла болезненно. Я воочию убедился, как больно бывает людям, которые пришли в храм не к Богу, а к человеку.

Мезенцы гостеприимны к тем, кто приехал на недельку. К тем, кто решил остаться, относятся очень настороженно. Присматриваются, узнают, чем дышит человек, насколько жизнеспособен в этих суровых условиях, чего можно от него ожидать в общении.

Про настоящее время можно сказать так: верующих много, но в храм ходят редко. Нельзя не отметить, что идет период интереса к Церкви во внешних вещах: это восстановление храма, строительство часовен, восстановление или установка крестов и прием миссионеров. И в то же время начинается пробуждение внутренней духовной деятельности. Это проявляется в том, что увеличилось число причастников, в том числе и младенцев. Все во благовремении.

В минувшем августе, на праздник Преображения, Господь даровал нам великую милость: освятили и подняли на звонницу семь колоколов. До последнего дня прихожанам не верилось, что такое возможно. Сами подумайте: приход – один из самых бедных, дорог практически нет, специалистов по строительству колокольни и колоколам – в радиусе 400 км – ни одного… И вдруг все как по писанному: появились благотворители.

Это ли не чудо Божие? Какая сейчас красота! Раньше три рынды висело, на службу звали народ. А теперь благозвучие и слышно далеко. До сих пор люди подходят и выражают свою радость, не скрывая слез. А рынды поедут в деревню Погорелец в храм Рождества Иоанна Предтечи. Это первый восстановленный храм в мезенском районе. Но это уже другая история.

Рады и гостям, и помощи

Территория Мезенского района - 34 400 кв.км. На одного священника это многовато. Первые два года еще пытался ездить с оказией. Неудобно. Полностью зависишь от хозяина транспорта. Времени на богослужения и беседы почти не было.

В Мезенском районе остались жить сильные, мудрые в своей жизненной простоте люди. Шустрики сбежали в края далече, слабые спились и замерзли. Теперь два слова о тех, кто остался: трудолюбивые, самодостаточные, беззаветно преданные своей малой Родине. В этих условиях просто необходимо создать для людей возможность выбора литературы, фильмов и т.д. Сегодня в районе информационный голод! Интернет – скорость символическая, одно сообщение по полчаса передает, про фильм и говорить не приходится. Правда, в самой Мезени скорость интернета уже достаточная и люди этим пользуются, в основном молодежь.

На территории Мезенского района вместе со строящимися 15 часовен! В каждой нужно служить минимум 2 раза в месяц. Учитывая площадь и отсутствие дорог в районе, одному священнику это не под силу.

Кто чем может помочь? Священником? Желательно, с сельскохозяйственным образованием или военным… А если серьезно, то очень не хватает примера личного благочестия мирян, опыта приходской жизни. Гостям и помощи рады!

Перечисляю возможное участие: от помощи в проведении богослужений до строительства собора, переколоть машину-другую дров, окучить бескрайнее поле, скосить пару гектаров травы и т.д., рассказать о жизни своего прихода (по благословению настоятеля и по согласованию со мной).

Один из главных проектов прихода - устроение миссионерского стана. Мы определили для себя несколько направлений в служении: богослужения в соборе, обеспечение книгами, журналами и фильмами сельских библиотек, поездки по району, активное привлечение миссионеров, социально-просветительская деятельность - включает в себя проведение конкурсов рисунков и сочинений на исторические темы, киноклубы с просмотром и обсуждением фильмов, помощь нуждающимся.

Теперь два слова о студентах Православного Свято-Тихоновского университета, которые ежегодно приезжали к нам со священником Андреем Близнюком.

Каждый день они встречались с жителями района с раннего утра до позднего вечера. Конечно, мы старались, чтобы у студентов был горячий обед, но если предстояло ехать в какую-либо отдаленную деревню – им приходилось довольствоваться сухим пайком и чаем из термоса. К пятому дню миссионерской поездки ребята дремали за столом при смене блюд, умудрялись прикорнуть в машине, пока добирались до места назначения. Но все беседы были проведены на большом эмоциональном подъеме. Живое общение, отрывки из фильмов, фотографии, репродукции - эти встречи сильно выбивались из привычного потока информации, и потому забудутся не скоро.

Конечно, мезенские школьники отличаются от учащихся больших городов. Оболтусы, понятно, тоже в наличии, но большинство ребят относятся к учителям уважительно, в чем немалая заслуга родителей и самих преподавателей. Предполагаю, что основная причина подобных отношений кроется в том, что городок маленький, школа одна. Все знают друг друга: учителя-родители-ученики. Самая активная школа – Мезенская, но добрая слава идет и о школах в селе Дорогорское, поселке Каменка, деревнях Бычье, Азаполье, Жердь, Долгощелье. Если бы учителя не считали, что миссионерские беседы детям полезны, то нашлось бы куча «уважительных» причин для отказа в них.

Все это хорошо, но от быта тоже не спрячешься. В нашем доме гостило до 25 человек одновременно. Люди приезжали и выкладывались полностью, а у нас не было возможности дать им полноценно отдохнуть перед следующим днем. Вот тогда и родилась идея миссионерского стана, которую еще предстоит воплотить в жизнь. Планируем поставить избу 100 кв.м. с печным отоплением (сруб уже готов) рядом с собором. Предполагается выделить помещение для кухни, отдыха и зал для встреч. А главная цель - создать условия для проживания группы миссионеров в течение неопределенного времени (как благословит епархиальный архиерей). Миссионеры уже из стана будут совершать челночные поездки по отдаленным деревням района. Также планируем принимать паломников на строительство собора. Зал будет использоваться постоянно для встреч, выставок, занятий воскресной школы и т.п.

Теленок, тракторенок и грабли

За время службы в Мезени у нас с супругой было в общей сложности 7 приемных детей. Все они разные, но было у них и общее: сироты при живых родителях и близких родственниках. Все пришли к нам добровольно, с желанием жить в семье, а не в детском доме. И каждый из них представлял жизнь в нашей семье как лучшее, на его взгляд, из своего семейного опыта, плюс что-то еще недостающее и минус что-то плохое. Вот их примерный идеал приемной семьи: абсолютная свобода, обильная еда, полное послушание родителей, отсутствие каких-либо обязанностей и наказаний. Каково же было удивление ребенка, а затем и его возмущение, когда на деле получалось, что в семье все устроено с точностью до наоборот. За исключением обильной еды, да и то, вкуснятиной нужно делиться со всеми.

Ситуация усугублялась тем, что понимание добра и зла сплошь и рядом диаметрально противоположны в родной и приемной семье. Прежде всего, это касалось отношения к труду. У детей перед глазами не было живого и положительного примера сознательного отношения к выполнению семейных обязанностей и труда на благо себя и своей семьи. «Романтике» воровства, хитрости, продажности и прочих способов добычи легкого хлеба мы старались противопоставить ответственность, честность, совестливость, сострадательность, преданность родной земле. Объяснения не давали никакого результата. Возможно, играло не последнюю роль знание, что он лишь опекаемый ребенок и формально не является членом семьи. Как бы там ни было, но каждый упорно продолжал жить по своим законам.

И тут мы с супругой вспомнили уклад деревенской семьи, когда все работы выполняются вместе с детьми. Легкие передаются им полностью, как признание их взрослости и самостоятельности. Древний и мудрый опыт. Это в теории. А теперь наш опыт (городских до мозга костей).

В прошлом году отважились завести корову. Теперь у нее есть взрослый теленок. Девочки поняли, что, взяв животных в дом, мы берем на себя ответственность за их жизнь. Цена непослушанию и ошибкам - гибель животного. Постепенно выкристаллизовались симпатии. Сенокос полюбили все девчата, особенно костер, чай и похлебку. Нине очень понравились куры. Она их кормит, гладит и учит жить дружно между собой. Вероника ухаживает за теленком. Она настолько ему симпатична, что он не выпускал ее из своего стойла, когда она туда залезла. Пришлось вытаскивать через перегородку.

Излишки молока мы теперь продаем, а вырученные средства вкладываем в восстановление собора и подкармливаем миссионеров. Раз уж мы завели коров, нужно обеспечить их кормами. Лето здесь короткое, дождливое. Помощников нет. Как говорится: семеро с ложкой, да один с сошкой. Поэтому без техники не обойтись. У нас есть тракторенок, косилка и грабли. Заготовили тонн восемь сена. Телеги нет, поэтому пока сено на лугах ждет зимы. Просим молитв, чтобы Господь послал нам телегу…

Пресс-служба Архангельской епархии
25 Сентября 2015