Новости Архангельской митрополии
Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил 7 мая, в Светлую Субботу, совершил Литургию в Троицком храме столицы Поморья. Владыке сослужило городское духовенство. Богослужебные песнопения под управлением Валентины Ведерниковой исполнили певцы Архиерейского хора и хора Троицкого храма.
За малым входом митрополит Даниил по указу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла наградил митрой настоятеля храма протоиерея Алексия Денисова. Правом ношения набедренника были награждены иеромонах Иларион (Гайнетдинов) и священник Святослав Шегай.
«Этой Божественной литургией завершилась Светлая Седмица, — сказал архипастырь в проповеди. — Несмотря на это, мы не должны прекращать радоваться и искать Бога. Отцы Церкви говорили, что нужно привлекать Бога, но удерживать Его в сердце. Следует молиться, жить по Заповедям, причащаться Святых Христовых Таин как можно чаще. Молитва — это связь нашего сердца с Богом, пребывая в ней, мы получаем энергию, силу, которая несет в себе величайшую пасхальную радость. Молитва — матерь всех добродетелей. Молитва останавливает Руку Божию, которая готова наказать человека за его беззакония и грехи. Когда человек начинает понимать молитву, развивать вкус к ней, он уже ни на что ее не променяет. Все остальное такой человек вменяет в суету, он ищет возможности пребывать с Богом, общаться с Ним, исповедовать пред Ним худость своего сердца и немощь естества. Должен быть плач сердечный».
Владыка сказал, что предстоящая седмица вновь откроет перед нами поприще делания молитвы и поста, мы уже будем погружаться в пост в среду и пятницу.
«Наше сердце растворено радостью, но радость эта — чувство узника, которого выпустили из тюрьмы, которому скостили весь срок пребывания, которого помиловали. Он вышел из обители страха, гнета, и на сердце у него радость и благодарение от величайшей милости. Не по нашим делам, а по милости Своей Господь прощает наши грехи, в том случае, когда мы чувствуем греховность, когда плач сердца присутствует в нашей жизни».
Также митрополит Даниил поздравил священнослужителей, получивших награды: «Это земные почести и отличия. Дай Бог, чтобы все мы не лишились и наград небесных!»
Архипастырь также прочитал молитву на раздробление артоса. Слово артос переводится с греческого как «квасной хлеб» — общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе — просфора всецелая.
Артос в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с иконой Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим.
Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе, они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб.
Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.
На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого — как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова.
С артосом соединяется и древнее церковное предание, что апостолы оставляли за столом часть хлеба долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.
Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. Артос полагается на солее, против Царских Врат, на уготованном столе или аналое. После освящения артоса аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое пред иконостасом. Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса, артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня.
Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей.
Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!».
Справка подготовлена по материалам сайта www.pravmir.ru.
Пресс-служба Архангельской епархии
7 Мая 2016