Новости Архангельской митрополии

27 Сентября 2014
27 Сентября 2014

В праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня, 27 сентября, митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил совершил Литургию в храме Успения Божией Матери в столице Поморья. Владыке сослужило духовенство города, а также насельник Антониево-Сийского монастыря игумен Варсонофий (Чугунов). Пел архиерейский хор под управлением Валентины Ведерниковой.

Прямая трансляция богослужения шла на телеканале «ПС» в кабельной сети АТК и на Сетевизоре портала «Правда Севера».

В проповеди владыка рассказал об истории праздника и призвал верующих не бояться страданий: «Удел христианина — не только веровать в Господа, но и страдать ради Него. Святые называли это даром страдания за Христа. Почему мы должны претерпевать трудности и мучиться? Ответ прост: Господь дает каждому человеку крест не для того, чтобы замучить его, но как средство для восхождения на Небо. В рай можно войти только через смиренное несение собственного креста, через сострадание, через внимание к боли другого человека, через жертвенность».

Митрополит Даниил напомнил, что в праздник Крестовоздвижения следует особо поразмышлять о любви Божией. «Сын Божий сошел на землю, и через Крест — этот Великий Жертвенник — открыл всем людям путь на Небо. Взирая на Крест Господень не смертными телесными очами, но сердцем, исполненным любви, смирения и сокрушения, мы должны просить Бога о помощи, каяться, и уповать на Его милосердие, — сказал архипастырь. — Крест есть высочайший символ любви, сострадания и жертвенности. Я желаю каждому из нас спасительного воззрения и спасительного прикосновения ко Кресту, дабы горело наше сердце и мы чувствовали свою немощь. Тогда Крест воистину станет лестницей, которой мы поднимаемся на Небо».

Первоначально праздник Крестовоздвижения установлен Церковью в воспоминание обретения Креста Господня в IV веке. По описанию древних христианских историков (Евсевия, Феодорита и др.), событие это представляется в таком виде.

Император Константин Великий, по чувству благоговения ко Кресту Господню, с помощью которого он одержал многие победы, возымел желание отыскать Честное Древо Креста Господня и соорудить храм на Голгофе. Для исполнения этого желания благочестивая мать Константина — Елена — отправилась в 326 году в Иерусалим для отыскания Креста Господня. По древнеиудейскому обычаю, орудия казни обычно зарывались вблизи места совершения ее. По преданию, записанному у Григория Турского, место обретения Креста Господня под развалинами языческого капища указал один престарелый иудей по имени Иуда (впоследствии принявший христианство).

Во время раскопок вблизи Лобного места нашли три креста, гвозди и ту дощечку с надписью на трех языках, которая прибита была над главою распятого Христа. Узнать Крест Господень было трудно; нужно было высшее свидетельство о нем, и это свидетельство было явлено в чудодейственной силе Креста Господня (по свидетельству многих историков, прикосновением ко Кресту Господню исцелилась находившаяся при смерти женщина).

В полноте благоговейной радости и духовного умиления Елена и все бывшие с нею воздали поклонение и целование Кресту. А так как, вследствие множества народа, не все могли поклониться Честному Древу Креста Господня и даже не все могли видеть его, патриарх Иерусалимский Макарий, став на высоком месте, поднимал («воздвизал») Святой Крест, показывая его народу. Народ поклонялся Кресту, восклицая: «Господи, помилуй!» Отсюда и получил свое начало и название праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста, который был уже установлен в год обретения Святого Древа. Так как Крест был обретен перед праздником Святой Пасхи, то первоначально Воздвижение Креста Господня праздновали на второй день Пасхи.

С 335 года, когда совершено было освящение храма Воскресения Христова (13 сентября), праздник Воздвижения был перенесен на 14 сентября. Так как освящение храма совершалось собором епископов, прибывших со всех концов Римской империи, это событие послужило поводом к распространению празднования Воздвижения в этот день во всем христианском мире.

В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено другое воспоминание — о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена.

В 614 г. Хозрой, царь Персидский, во время войны с Византийским императором Фокою овладел Иерусалимом, разграбил его сокровища и в числе их увез из Иерусалима в Персию и Древо Животворящего Креста Господня, где оно пребывало 14 лет. В 628 году, после победы над персами и заключения мира, Святое Древо Креста Господня было возвращено императором Ираклием в Иерусалим. Император встретил Крест Господень в Иерусалиме и, по внушению патриарха Зосимы, в смиренной одежде и босой, внёс его в храм, откуда он и был ранее похищен персами. Это событие совершилось 14 сентября. Таким образом, в праздновании Воздвижения соединились два воспоминания: об обретении Креста Господня и возвращении его из плена.

О дальнейшей судьбе Креста Господня есть различные мнения. По одним источникам, Животворящий Крест оставался до 1245 года, т.е. до седьмого крестового похода, в том виде, в каком он был обретен при св. Елене. А по преданию, Крест Господень был раздроблен на малые части и разнесен по всему миру. Безусловно, большая Его часть хранится до сего времени в Иерусалиме, в особом ковчеге в алтаре храма Воскресения, и принадлежит грекам.

Пресс-служба Архангельской епархии
27 Сентября 2014