Новости Архангельской митрополии

26 Октября 2014
26 Октября 2014

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил в день памяти святых отцов VII Вселенского Собора, 26 октября, совершил Божественную литургию в Михаило-Архангельском соборе столицы Поморья. Архипастырю сослужило духовенство города во главе с митрофорным протоиереем Димитрием Сенюгой. За богослужением пел архиерейский хор под управлением Екатерины Харитоновой.

В проповеди владыка обратился к евангельскому чтению дня - притче о сеятеле. Митрополит Даниил призвал христиан внимательно относиться к состоянию своего сердца и всегда быть открытыми зову Божию.

«В притче о сеятеле Господь говорит нам о четырех состояниях человеческого сердца и о его способности воспринимать слово Божие. Одни люди слышат призыв Господа, но не делают его основой своей жизни, и тогда семена, посеянные в их души Богом, похищает диавол. Другие сперва откликаются на зов, но стоит прийти испытанию веры, отрекаются от нее. Таким был царь Ирод. Он слушал Иоанна Крестителя с радостью, но когда тот сказал, что Ироду не должно жить с женой своего брата, посадил его в темницу. Третьи люди принимают слово Божие, оно всходит и уже начинает приносить плод, но житейские попечения подавляют росток веры. Человек впадает в суетность, заботится только о земном, собирает и копит материальное богатство, но теряет Бога. И лишь четвертые принимают Божие слово открытым добрым сердцем, взращивают его в терпении и приносят плод, больший или меньший», - сказал владыка.

«В души всех людей Господь сеет одно и то же семя. Но мы не можем оправдаться, говоря, что получили от Бога такое сердце, которое не воспринимает Его слово и потому не приносит плода. Сердце - это почва, сад. А сад всегда зависит от того, кто за ним следит. Если вовремя поливать и удобрять землю, убирать камни и сорняки, выращивать в нем благоуханные цветы и деревья, то он будет прекрасным. И наше сердце призвано стать садом Божиим. А плугом, которым мы вспахиваем землю нашей души, должно быть покаяние на основе веры и Евангельских заповедей. Получив сегодня на Литургии энергию Божественной любви, постараемся ответить на нее, исполнив заповеди нашего Господа, и принести достойный плод, если не во сто, то хотя бы в тридцать крат», - завершил архипастырь.

Второй Никейский Собор (также известный, как Седьмой Вселенский Собор) был созван в 787 году, в городе Никее, при императрице Ирине (вдове императора Льва Хозара), и состоял из 367 епископов, представлявших в основном восточную часть церкви, и легатов папы римского.

Собор был созван против иконоборчества, возникшего за 60 лет до Собора, при византийском императоре Льве Исавре, который, желая устранить препятствия к мирному соседству с мусульманами, считал необходимым упразднить почитание икон. Это течение продолжало существовать и при сыне его Константине Копрониме и внуке Льве Хозаре.

Открытие Собора было назначено в Константинополе на 7 августа 786 года. Приехавшие в столицу епископы-иконоборцы ещё до открытия Собора начали вести переговоры в гарнизоне, стараясь заручиться поддержкой воинов. 6 августа перед храмом Святой Софии прошёл митинг с требованием не допустить открытия Собора. Несмотря на это, Ирина не стала изменять назначенной даты, и 7 августа в храме Святых Апостолов Собор был открыт. Когда начали зачитывать святые писания, в храм ворвались вооружённые воины, сторонники иконоборцев.

Епископам, поддерживающим Ирину, ничего не оставалось, как разойтись. Пережив неудачу, Ирина приступила к подготовке созыва нового Собора. Ирина не решилась вновь проводить его в столице, а выбрала для этой цели отдалённую Никею в Малой Азии, в которой в 325 году состоялся Первый Вселенский собор.

Всего, по различным оценкам, на Соборе присутствовало 350—368 иерархов, но число подписавших его Деяние составило 308 человек. Седьмой Вселенский Собор открылся 24 сентября и продолжался месяц.

Императрица Ирина лично не присутствовала в Никее, её представлял комит Петрона и начальник штаба Иоанн. Собор провёл 8 заседаний, только последнее из которых состоялось 23 октября 787 года в Константинополе в присутствии Ирины и императора, её сына. Собор начал свою работу с принятия решения в отношении епископов-иконоборцев, многих из которых разрешили допустить к участию в работе Собора, приняв их публичное раскаяние. И лишь на четвёртом заседании — по предложению папских легатов, в храм, где заседал Собор, была принесена икона.

По итогам работы был принят орос Собора, восстановивший почитание икон и разрешивший употреблять в церквах и домах иконы Господа Иисуса Христа, Божией Матери, Ангелов и Святых, чествовать их поклонением (но не таким, какое прилично Богу), а целованием, возжжением перед ними светильников и фимиамом).

После закрытия Собора епископы были распущены по своим епархиям с дарами от Ирины. Императрица приказала изготовить и поместить над воротами Халкопратии образ Иисуса Христа взамен уничтоженного 60 лет назад при императоре Льве III Исавре. К образу была сделана надпись: «[образ], который некогда низверг повелитель Лев, вновь установила здесь Ирина».

Решения этого собора вызвали возмущения у франкского короля Карла Великого (будущего императора), и в 792 г. он послал папе список из 85 ошибок, которые были допущены на этом соборе. Карл считал одобрение византийской формулы о том, что «Святой Дух исходит от Отца» — главнейшим «грехом», и настаивал на прибавлении слов: «и от Сына» (filioque). Этим был продолжен старый догматический спор между восточной и западной церквами.

Богословские споры о филиокве были частью широких противоречий между Западом и Востоком.

Пресс-служба Архангельской епархии
26 Октября 2014