Новости Астраханской митрополии

14 Декабря 2016


Ваше превосходительство Александр Александрович, ваше Преосвященство, уважаемые представители государственной власти, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!


Ежегодно мы встречаемся на этом крупном форуме, в рамках которого обсуждаем важнейшие вопросы истории и современной жизни нашей Церкви и нашего Государства. Я верю, что мы собираемся не зря, что те выводы, которые мы формулируем в процессе работы секций и круглых столов этого форума влияют не только на нас, участников, но и на все общество.

В этом году тема Рождественских чтений звучит как «1917 – 2017 годы: уроки столетия». И прежде всего она призвана обратить наш взор к беспрецедентным и трагическим революционным событиям 1917 года. Сегодня эти события представляют не только исторический интерес. Нам, людям, живущим через 100 лет, крайне важно понять истинные причины катастрофы 1917 года, честно оценить ее последствия и извлечь из этого урок, т.е. научиться жить так, чтобы не повторить подобной катастрофы. А то, что такие катастрофы возможны и в наше время подтверждается еще совсем недавними событиями в Грузии, сегодняшними военными действиям в Украине и геноцидом христиан на Ближнем Востоке.

Среди причин, повлекших за собой события февраля и октября 1917 года, исследователи обычно называют, во-первых, войну, к которой Россия была не готова, и которая повлекла за собой серьезные изменения в хозяйстве страны и в умах людей, во-вторых, как следствие войны, резкое снижение уровня жизни населения, в-третьих, подрывную деятельность западных агентов внутри страны, в-четвертых, паралич власти и другие. Да, действительно, перечисленные обстоятельства подтолкнули население страны к революции. Но они были, если так можно выразится, сиюминутными. Мне же хотелось бы коснуться в своем слове другой проблемы, которая несомненно повлияла на возникновение революционных настроений внутри нашего государства и, что еще важнее, имеет более глубокие корни. Я говорю о религиозной, духовной деградации.

В церковной среде начиная с 90-х годов 20 века принято идеализировать религиозную жизнь дореволюционной России. Действительно, огромное количество храмов, монастырей, семинарий, священнослужителей – все это должно быть явным показателем благополучия православия и духовного благополучия людей. Но оказалось, что эти количественные данные не отражают реальную религиозную обстановку.

Уже в 18 веке святитель Тихон Задонский пишет: «Православие незаметно удаляется от людей, остается одна внешность, одно лицемерие». На протяжении всего 19 века в речах и сочинениях церковных и нецерковных деятелей слышны предостережения о неминуемой катастрофе, если не остановить процесс глубокой духовной деградации Церкви и народа. В середине 19 века святитель Игнатий (Брянчанинов) рисует следующую картину: «Скудные вести, приходящие в наш монастырь, о состоянии христианской веры в России крайне неутешительны. С одной стороны, раскол, с другой решительное отступничество. Общая безнравственность приготовляет отступничество в огромных размерах… У нас есть хорошая внешность: мы сохранили все обряды и символы первобытной Церкви; но все это мертвое тело, в нем мало жизни… Дух времени таков, что скорее должно ожидать окончательных ударов, а не восстановления».

В 1861 году выходит книга «Дневник семинариста» Ивана Никитина, а вслед за ней появляется сочинение Николая Помяловского «Очерки бурсы». Настолько честного и в тоже время страшного рассказа о реалиях жизни средних и высших духовных учебных заведений российское общество до того момента не знало. Читая эти произведения понимаешь, почему молодые люди, приходя в семинарию, чтобы стать священнослужителями, выходили оттуда ненавистниками Церкви и революционерами.

1881 год стал еще одной вехой в этом гибельном процессе духовного упадка. Убийство царя-освободителя Александра II вдруг показало, что оказывается в православном государстве может быть убит тот, кого все считают помазанником Божьим.

К началу 20 века в России уже окончательно сложилось новое мировоззрение. Все большая часть различных слоев России отторгается от российских традиций и идеалов Православия, заражается социалистическими и атеистическими идеями.

Праотеческая вера, все «старое», на чем созидались главнейшие устои русской церковности, государственности и народного быта, чем жили предыдущие поколения, все это стало ниспровергаться, осмеиваться и заменяться новым знанием. Русское общество окончательно склонилось в сторону безбожия со всеми вытекающими последствиями.

Отец Иоанн Кронштадтский в начале 20 века писал: «Молись Богу с кровавыми слезами об общем безверии и развращении России. Маловерие, неверие или потворство ему пронизало все слои русского общества — саму императорскую власть, министров, чиновников, офицеров, высшую церковную иерархию, профессоров академий, университетов и всех высших, средних и низших заведений вместе с их учениками».

Священномученик Илларион Троицкий в 1915 году, до своего рукоположения в сан епископа писал: «В нашей церковной жизни не благополучно, но корень этого неблагополучия не в недостатке реформ, а в том, что духовенство наше ровно ничего не желает делать и под церковными интересами понимает только свои сословные».

В таком духовном состоянии наша страна подходит к 1917 году. Многие русские философы (Федотов, Бердяев, Франк), видя причину революции именно в забвении русским народом своей веры, писали, что в этой ситуации катастрофа была неизбежна. Военные, экономические, социальные, политические проблемы лишь сыграли роль катализатора, ускорили неминуемую гибель государства.

Думаю, не ошибусь, если скажу, что результат революции 1917 года был далек от ожиданий народа. Революция привела к полному краху экономики и обнищанию людей. К слову, советская экономика достигла дореволюционного уровня только в 70-е годы 20-го века. После позорного выхода из мировой войны Россия на несколько лет погрузилась в войну гражданскую, сопровождавшуюся вмешательством третьих сторон. В ходе Гражданской войны от голода, болезней, террора и в боях погибло (по различным данным) от 8 до 13 миллионов человек, в том числе около 1 миллиона бойцов Красной Армии. Эмигрировало из страны до 2 млн человек. Резко увеличилось число беспризорных детей (всего около 7 млн). Ущерб народному хозяйству составил около 50 миллиардов золотых рублей, промышленное производство упало до 20 % от уровня 1913 года. Сельское производство сократилось на 40 %.

Что происходило в это время с Православной Церковью мы тоже прекрасно знаем. Начался период гонений на Церковь, беспрецедентный по своим масштабам и длительности. Эти гонения, в которых со стороны гонителей участвовали вчерашние подданные православной империи, подтверждают тот факт, что отказ от веры и Церкви был массовым и до революции.

В истории Вселенской Церкви никогда не было таких масштабных и всеохватывающих, долгих и непрерывных преследований, как в России в 20 веке. В первые три века существования христианства гонения носили локальный характер и длились не более нескольких лет. Даже самое страшное гонение Диоклетиана и его преемников, начавшееся в 303 году, продолжалось всего 8 лет.

Преследование православия в России распространились по всей территории огромной страны; охватило все организации: учебные, хозяйственные, административные, научные; все слои общества и все возрасты: от детей, подвергнутых преследованиям за веру в детских садах и школах до глубоких стариков.

К 1939 году по всей стране оставалось незакрытыми около 300 храмов из 60 тысяч действующих в 1917 году. Были расстреляны и репрессированы тысячи священнослужителей и верующих мирян. Изменение государственной церковной политики и восстановление церковной жизни началось только во время Отечественной войны. Но давление на Церковь, явные или скрытые гонения на верующих не прекращались вплоть до «перестройки».

Еще один важный аспект, на который бы хотелось обратить внимание. Безусловно, революция 1917 года явилась культурно-исторической и духовно-религиозной катастрофой. Но на самом деле, катастрофа эта имела последствия гораздо более ощутимые. Дело в том, что большевистский режим отличался именно тем, что это был, пожалуй, единственный в истории нашей страны режим, который последовательно поставил во главу своей политики уничтожение определенных социальных групп. И сегодня нам известно, как это происходило, причем в очень короткий промежуток времени. Сначала уничтожались дворянство, купечество, духовенство, офицерство, интеллигенция, не признавшие большевиков. Далее уничтожению подверглось недовольное крестьянство.

Впоследствии политика уничтожения социальных групп стала превращаться в политику геноцида. В большом количестве уничтожались не просто русские или представители других национально-культурных элит российской империи. Уничтожались именно русские, лучшие русские и уничтожались они по преимуществу худшими русскими. У этих лучших русских дети не рождались, а у худших русских дети рождались и воспитывались в их представлении о жизни. И поэтому формировалось то, что Иван Ильин справедливо называл «властью худших». И это уже генетически изменяло русский народ.

Оценивая последствия русской революции, думаю, без преувеличения можно сказать, что многое потеряно безвозвратно, многое уже не восстановить. Историческая Россия во многом уже не восстановима. Но это, конечно, не означает, что у России нет будущего. Извлекая уроки из нашего неспокойного прошлого мы должны понимать, что сохранение нашей страны и ее дальнейшее развитие невозможны без обращения к нашим духовным корням. Одной из главных опасностей для нас сегодня является превращение нас в страну третьего мира. И я сейчас говорю не о развитии экономики. Под понятием «третий мир» я подразумеваю страну, которая либо не имеет духовных корней, либо отторгнута от них. Наша страна до сих пор остается духовно уязвимой. Культура массового потребления, эгоизм, безнравственность, социальная безответственность – все это возведено у нас практически в ранг ценностей и жизненных приоритетов.

Церковь остается одним из немногих островков сохранения духовной, культурной и исторической традиции. Приобщение к этой живой церковной традиции – самый явный на сегодняшний день способ сохранения нашей страны от потрясений и в конечном итоге, от уничтожения.

Мы можем много дискутировать о том, кто виноват в бедствиях, обрушившихся на Россию в 20 веке. Но для православного человека, совершенно ясно, что эти бедствия являются божьими уроками для нас. Здесь не лишним будет вспомнить библейское предупреждение: «Если вы будете делать зло, то и вы и ваш царь погибнете» (1 Цар. 12, 25).

Мы не можем сегодня судить о нашем духовном развитии по количеству храмов, монастырей и семинарий. Подобные оценки вновь приведут нас к повторению ошибок прошлого. Но именно искреннее возвращение к вере, к нравственности, к духовному воспитанию молодежи – единственно возможная на сегодняшний день стратегия выживания нашего общества. Если мы поймем это и встанем на этот путь духовного обновления нашего общества, то можно будет с уверенностью сказать, что мы поняли уроки 1917 года.

В заключении своего слова мне хотелось бы еще раз поприветствовать всех участников Астраханского регионального этапа 25-х Международных Рождественских образовательных чтений и пожелать вам плодотворной работы. Искренне желаю, чтобы участие в работе этого форума принесло каждому из вас реальную жизненную пользу.

Призываю на вас и ваши труды Божье благословение. Благодарю за внимание.