21 ноября 2017 года, в день празднования Собору Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, в Троице-Сергиевой Лавре молитвенно почтили память приснопоминаемого архимандрита Наума (Байбородина), известного по всей России старца и духовника, на 40-й день по его преставлении.
Предлагаем вниманию читателей отрывок из книги прот. Михаила Малеева «Старцы XX столетия. Подвижники веры и благочестия. Рассказы и биографические справки», изданной в 2005 году – еще при жизни отца Наума.
«Ушел в историю последний год второго тысячелетия от Рождества Христова, но всё также смиренно теплятся в Троице-Сергиевой Лавре неугасимые лампады перед святыми мощами преподобного Сергия, всё также притекают в святую обитель паломники со всех краев великой России, всё также возносятся молитвы иноков. Порой кажется, что всегда среди нас будут жить дивные старцы, которых ныне знает едва ли не весь православный мир, – это наши светильники и мудрые духовные наставники.
Люди, которым хоть раз посчастливилось встретиться со старцем, замечали, что порою после встречи трудно вспомнить какую-то мысль или слово назидания духовников, но и при этом всегда от общения со старцем приходит в душу внутренняя ясность, становится яснее, как надо жить. Мало того, при этом в глубине души рождается спокойная решимость и обретаются духовные силы жить именно так и в том духе кротости, любви и терпения, каким повеяло в душе от общения со старцем. А это уже не только духовное руководство, а таинство, которым Бог наделил своих избранников. Так было по милости Божией и по сей день есть в обители Преподобного Сергия.
Эти краткие воспоминания не вообще о старчестве и старцах Лавры, которыми никогда не оскудевала святая обитель, а только об одном из них – архимандрите Науме, который наряду с трудами по духовному руководству мирян и семинаристов несет еще и послушание братского духовника, то есть духовно окормляет ту братию обители, которая прибегает к его советам.
Необходимость в руководителе-отце очевидна сама собою. Всякому начинающему искать спасение нельзя браться за это дело самому или соделовать свое спасение по своему разумению и хотению, но с первого раза надо отдать себя кому-нибудь в сию науку. Дело спасения есть искусство из искусств и наука из наук. Кто занимается изучением этой науки без учителя, тот в начале своего пути попадает в место погибельное: его охватывает самонадеянность и гордыня.
Послушание, по слову Иоанна Лествичника, есть совершенное отречение от своей души действиями телесными (Слово 4, 3). С доверием и готовностью, любовью и радостью, отдавая свою волю и всякий суд над собою духовному отцу, послушник тем самым совлекается тяжелого груза земной заботы и познает то, чему невозможно определить цену, – чистоту ума и сердца. Без послушания невозможно достигнуть этого, и поэтому без послушания нет монашества. Отношения между старцем и послушником имеют священный характер. Суть их для послушника состоит в том, чтобы научиться творить волю Божию и через это вступить в сферу Божественной жизни. Однако подвиг старца тяжелее подвига послушника. Об этом свидетельствует преподобный Симеон, Новый Богослов, в одном из писем своему ученику: "Я принял тебя, – писал он, – на лоно свое, возлюбленный мне о Господе, когда ты пришел ко мне; с теплым усердием преподал тебе истинное учение, с немалым трудом вообразил тебя во образ Христов через покаяние и возродил чадом духовным с великим терпением, многими попечениями и каждодневными слезами, хотя ты и не знал ничего из этого, испытанного мною ради тебя" (Слово 11).
Ярким примером такого именно духовного отца для приходящих к нему был на протяжении уходящего века архимандрит Наум (Байбородин), член Духовного Совета Троице-Сергиевой Лавры, один из известных и почитаемых духовников Церкви.
Архимандрит Наум, в миру Николай Александрович Байбородин, родился в 1927 году в деревне Мало-Ирменка Ордынского района Новосибирской области. Он является ветераном Великой Отечественной войны. Будучи воспитанником 3 класса Московской духовной семинарии, был пострижен в монашество наместником Лавры архимандритом Пименом (Хмелевским) 1 августа 1958 года и получил имя в честь преподобного Наума Радонежского. Затем учился в Московской духовной академии. Ныне архимандриту Науму под восемьдесят лет. Господь подает ему силы для духовного окормления своих чад. Старец принимает в Лавре, где со стороны бокового, не туристического, входа для него построен специальный деревянный домик. Принимает с 06.30 до часу дня. Однако сколь долго ни стой, войти в домик просто так не получится. Там, собственно, нет очереди как таковой. Вроде стоишь-стоишь, уже около двери, а не впускают.
Кто приходит со смирением и верой, что Бог молитвами и советами старца поможет им в делах, тех принимают быстрее и говорят полезное для них. А кто без страха Божия и без веры приходит, а просто, ради любопытства или празднословия, тех совсем не принимают. Таким отец Наум говорит: "Я ничего не знаю, я грешный и больной человек, как и все. Что я, прозорливый какой что ли?"
Однажды среди беседы о нравах людей отец Наум сказал и даже указал: "Вот этих людей нельзя трогать – они по гордости не вынесут ни замечания, ни выговора. А других по их смирению можно".
Много положил трудов отец Наум на воспитание паствы. Говорят, что добрая половина его духовных чад живет высокодуховной жизнью, как бы войдя в негласный монастырь в миру.
При общении с батюшкой наглядно ясно становится без лишних слов: душа живет вечно, со смертью наша жизнь не кончается, душа не есть что-то неясное, а это весь человек, истинный, внутренний. Все, кто слушает о. Наума, обычно удивляются простоте и понятности того, о чем он обычно назидает, а говорит он о сложном простым, доступным языком как о чем-то обычном, всем давно известном.
Вокруг батюшки обычно кипит огромная хозяйственная деятельность. Но в то же время он большой духовный труженик. Собирает людей, знакомит, дает им задания, вяжет незримые благодатные узелки.
С помощью своих духовных детей архимандрит Наум опекает обширную сеть общин и монастырей, которые считают старца своим духовником. Батюшка регулярно выезжает в некоторые епархии, например в Ивановскую, Новосибирскую, Алма-Атинскую, Вологодскую, Красноярскую. Он благословляет съездить пожить и потрудиться во многие монастыри России ради их восстановления. Духовная жизнь многих монастырей начинает активизироваться и развиваться, когда по благословению архимандрита Наума туда прибывают группы монахов и послушников для организации монастыря. К примеру, в Новосибирской епархии возникла монашеская община в деревне Мало-Ирменка Ордынского района, на родине отца Наума. Сюда о. Наум неоднократно отправлял множество обездоленных ребят, потерявших себя в жестоком мире. Неоднократно помогал он монастырю, организуя для строительства посылку стройматериалов и других необходимых вещей. К нему идет множество людей, зная, что батюшка поможет решить конкретные вопросы, подскажет, даст совет.
Под руководством отца Наума в тихой и мирной пристани для немощных душ человеческих возрастают духовно его ученики, впитывая в душу свою любовь, мудрость и смирение своего духовного наставника. Около келии, где принимает отец Наум, всегда толпится народ. Иногда старец пробирает одного кого-нибудь при всех, чтобы вразумить тех, которым нельзя по духовной немощи сказать о проступках и недостатках прямо. Таких он сам не укоряет и не обличает и другим не велит, но ждет, терпит и молится, пока человек сам не осознает свой грех и не обратится к покаянию.
Более сильных духом смиряет при всех, избавляя их от тщеславия и гордости духовной. Те, кто понимает это, радуются такой чистке и тут же просят прощения и молитв об исправлении.
Бывают случаи, когда батюшка заставляет старших просить прощения у младших, обиженных смиряет, а обидчиков защищает. В этом скрывается духовная мудрость и прозорливость. Опытные в духовном делании понимали это и не обижались.
"К каждому нужен свой подход. Что одному можно сказать на пользу, то другому может быть во вред". Часто говорил: "Терпите друг друга немощи и недостатки – в этом спасение".
Часто на вопрос «как жить?» отвечал словами Оптинского старца Амвросия: "Жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать – и всем мое почтение".
Необходимость в руководителе-отце очевидна сама собою. Всякому начинающему искать спасения нельзя браться за это дело самостоятельно и по своему хотению. Вступивший на неизвестный ему путь должен пользоваться верным указанием знающего дорогу.
Дело спасения есть искусство искусств и наука наук – как же можно обойтись тут без учителя? Само установление старческого окормления, то есть всецелого подчинения своей воли воле старца, имеет основание и пример Христа Спасителя, Который первый Своею земною жизнью так ясно доказал необходимость послушания. На это указывает и апостол Павел, говоря, что "Христос смирил Себя, быв послушным даже до смерти" (Фил. 2, 8). Следовательно, тот, кто свою волю подчиняет воле духовного наставника, подражает Христу».
Источник: прот. Михаил Малеев. Старцы XX столетия. Подвижники веры и благочестия. Рассказы и биографические справки. – М.: Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве, 2005.