Новости Астраханской митрополии

17 Мая 2018


Долгое время вопрос об участии и роли Русской Православной Церкви в Великой Отечественной Войне не обсуждался в печати из-за коммунистической цензуры. И только относительно недавно у нас появляется возможность получить достоверную информацию об участии духовенства в боевых действиях за освобождение Родины от немецко-фашистских захватчиков, об их вкладе в общее дело Победы.

Безрелигиозное общество
Перед началом войны, ставшей ключевым этапом во взаимоотношениях между государством и большинством религиозных объединений в СССР, государство продолжало проводить курс атеизма, направленный на построение «безрелигиозного общества». Это выливалось в гонения против религиозных общин и духовенства. В первую очередь это относилось к наиболее крупной из всех существовавших в СССР конфессий – Русской Православной Церкви.
На протяжении всего советского периода Церковь находилась в бесправном положении, т.е. около семидесяти лет. Наиболее масштабная волна закрытия молитвенных зданий и гонений на духовенство всех исповеданий пришлась на 1937–1941 гг. В начале 1937 года была произведена перепись населения СССР. Впервые по предложению Сталина в эту перепись был включен вопрос о религии. На этот вопрос отвечали все граждане, начиная с шестнадцати лет.
Правительству, и в особенности Сталину, хотелось узнать – каковы же их реальные успехи за двадцать лет борьбы с верой и Церковью. Всего населения от шестнадцати лет и старше в Советской России оказалось в 1937 году 98,4 миллиона человек. Верующими себя назвали 55,3 миллиона. К неверующим себя отнесла меньшая, но все же достаточно значительная часть – 42,2 миллиона. Таким образом, следовало, что предпринятые с 1918 года усилия в области борьбы с Церковью и народом, осуществленные как с помощью судов, так и с помощью внесудебных административных преследований, не привели к желаемому результату. Предстояли новые кардинальные меры со стороны правительства.

Верили ли советские генералы в Бога?
С началом войны религиозное пробуждение коснулось значительной части страны и большей части всей армии - от рядовых бойцов до генералитета. Так не было секретом, что маршал Георгий Жуков всю войну возил в штабной машине Казанскую икону Божией Матери, а в 1945 г. в Вене по приказу маршала Фёдора Ивановича Толбухина в дар православному собору был отлит колокол с надписью: «Русской Православной Церкви от победоносной Красной Армии».
Большевики вовремя поняли необходимость возврата к исконно русскому: традиции помогали объединению народа на основе общей истории, общего вероисповедания. Это хорошо понимал и Гитлер. Одно из его указаний гласило, что фашисты должны препятствовать влиянию одной церкви, зато появление сект на оккупированных территориях следует поощрять.
Со стороны Советского правительства был взят более лояльный курс по отношению к Русской Православной Церкви, но советское руководство с самого начала войны стремилось побудить западных союзников по антигитлеровской коалиции к скорейшему открытию второго фронта в Европе и к предоставлению нашей стране беспроцентных кредитов на закупку вооружения и сырья. В свою очередь западные державы ставили одним из условий оказания военной и финансовой помощи Советскому Союзу предоставление «свободы религий» в нашей стране. Таким образом, Советскому правительство пришлось пойти на ряд уступок. Так 4 сентября 1943 года состоялась первая встреча митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) со Сталиным. После чего под здание патриархии было отдано и приведёно в порядок, и уже 8 сентября 1943 г. состоялся Собор епископов, и было совершено возведение митрополита Сергия в сан патриарха.

Митрополит Сергий
Именно митрополит Сергий в первый день выступил с обращением, призывая весь наш народ встать на защиту Отечества. В своём знаменитом «Послании пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви» он предсказал, что «Господь нам дарует победу». С началом Великой Отечественной Войны митрополит Сергий возглавил церковное патриотическое движение. 26 июня 1941 г. на молебне о победе русского воинства в Богоявленском соборе митрополит Сергий призвал соотечественников на подвиг защиты родной земли и ее исторических святынь. С того дня в соборе начался сбор пожертвований на нужды обороны. Примером послужил сам митрополит Сергий, который снял бриллиантовый крест с клобука и наперсный крест, положив основание к сбору средств на дело скорейшей Победы.
Большой заслугой митрополита Сергия было его попечение о военнопленных красноармейцах. Фашисты наложили категорический запрет на общение православного духовенства с военнопленными, но на какое-то время митрополит Сергий добился его отмены в пределах возглавляемого им экзархата. Он взял на себя попечение об оккупированной части Псковской, Новгородской и Ленинградской областей, где было открыто свыше 200 храмов.
В Псков им была направлена группа священников, и деятельность Псковской духовной миссии оказалась весьма благотворной. Есть свидетельства того, что работа Миссии на приходах даже служила прикрытием и способствовала партизанскому движению. В берлинских архивах сохранились документы, свидетельствующие о том, что митрополит Сергий и его деятельность были крайне досадны для оккупационных властей.

Военное духовенство
Испокон веков существовало военное духовенство, которое делило с армией и флотом все тяготы военной службы, помогало не только религиозному, но и нравственному воспитанию воинов, укреплению патриотизма, верности долгу. В военное время полковые священники проявляли подлинную доблесть, поддерживали дух войск на полях сражений. Нередко бывало, что в критические моменты боя с крестом в руке священники шли впереди солдат, собственным примером увлекая их в атаку. В войнах, которые приходилось вести России, подвиги военных священников были явлением далеко не единичным. Только в годы Первой мировой войны участвовали более пяти тысяч священников. И когда началась Великая Отечественная война, рядом с воинами снова оказались духовные пастыри. Призванные в ряды Красной армии или пришедшие на помощь партизанам и подпольщикам, они с честью выполнили свой гражданский и христианский долг.

Помощь приходов
На всём протяжении войны не угасала патриотическая помощь Церкви и прихожан. В 1942–1944 гг. во многих республиках и областях СССР широко развернулось движение по сбору средств на строительство танковых колонн.
В годину тяжелейших испытаний Русская церковь подтвердила своё неотъемлемое право быть духовным пастырем нашего народа. 6 июня 1945 Президиумом Верховного Совета СССР был издан указ о награждении медалью «За доблестный труд в Великой отечественной войне 1941-1945». И уже 27 ноября 1946 г. пять священнослужителей Астраханско-Сталинградской епархии были приглашены в здание Городского Исполнительного Комитета г. Астрахани. Поводом послужило вручение медалей «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг».
В числе награждённых было астраханское духовенство: архиепископ Астраханско-Сталинградской и Саратовской епархии Филипп (Ставицкий), настоятель церкви Иоанна Златоуста протоиерей Василий Смирнов, настоятель городской кладбищенской Иоанно-Предтеченской часовни-церкви митрофорный протоиерей Павел Нечаев, настоятель Преображенской церкви протоиерей Даниил Залесский, протодиакон Павел Морковкин. К медали каждому священнослужителю было вручено «удостоверение за доблестный и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны».
Патриотическая деятельность церквей и духовенства выражалась в сборе и отчислении денежных средств на танковую колонну Дмитрия Донского, созданную по инициативе Русской Православной Церкви на пожертвования верующих и переданную в 1944 году танковым войскам СССР. В ее состав входили 19 танков Т-34-85 и 21 огнеметный танк ОТ-34. На башнях всех танков было выведено: «Дмитрий Донской».
Формирование танковой колонны происходило недалеко от Тулы, у деревни Горелки. Газета «Правда» весной 1944 года писала, что танки «Дмитрий Донской» наносят врагу сокрушительный удар, не оставляя фашистам шансов на победу, как легендарный русский полководец, чьим именем они названы, не оставил шансов татаро-монгольскому игу.
5 мая 1945 года этот танковый полк был награждён орденом Боевого Красного Знамени. На устроение колонны верующими астраханцами только на начальном этапе было собрано 400 тысяч рублей. Православные церкви Астрахани по сбору средств занимали одно из первых мест после Москвы и Ленинграда. Советскому правительству направлялись телеграммы от Астраханской епархии с указанием суммы собранных денежных средств.
Помимо танковой колонны «Дмитрий Донской» на средства Церкви была построена эскадрилья «Александр Невский». На истребителе с надписью "Александр Невский" сражался известный лётчик, Герой Советского Союза Александр Дмитриевич Билюкин. Всего за войну он выполнил 430 успешных боевых вылетов, в 36 воздушных боях лично сбил 23 и в составе группы 1 самолёт противника. Также Православной церковью оказывалась помощь в сборе денежных и материальных средств фронту, воинам Красной Армии, их семьям, Фонду обороны. На фронт Церковь отправляла посылки с тёплыми вещами, в посылки вкладывались письма с молитвами.

Владыка Филипп
В 1943 г. на Астраханскую кафедру из ссылки вернулся архиепископ Филипп (Ставицкий). Владыка Филипп прибыл в Астрахань 1 марта 1928 года. Епархия перед тем со слезами проводила своего прежнего архиерея, широко известного и почитаемого как ныне, так и при жизни, архиепископа Фаддея (Успенского).
Большая часть служения Владыки Филиппа - двадцать четыре года - протекла в Астрахани. В соответствии с определением Священного Синода от 26 июня 1944 г. принявший в церковное управление также Сталинградскую область, архиепископ Филипп стал именоваться Астраханским и Сталинградским. Благодаря его трудам верующим возвратили много ранее закрытых храмов: среди них церковь во имя святителя Иоанна Златоуста, Спасо-Преображенский храм в поселке Трусово. Архиепископ Филипп представил кандидатуры трех священников к награждению медалью «За доблестный труд в Отечественной войне» Сталинградской области, но они были отклонены.
В 1949 году к Астраханской и Сталинградской епархиям присоединили еще и Саратовскую. Владыка Филипп стал именоваться архиепископом Астраханским и Саратовским. Сейчас Архиепископ Филипп почитается астраханцами как святой.

Протоиерей Павел Нечаев
Среди награждённого духовенства стоит также особо отметить старейшего клирика Астраханской епархии митрофорного протоиерея Павла Нечаева. 21 ноября 2013 года исполнилось 100 лет со дня возведения его в диаконский сан. Протоиерей Павел Нечаев прожил долгую жизнь - 97 лет.
Отец Павел прослужил у престола Божьего в Казанской и Астраханской епархиях в общей сложности 65 лет. За свои труды он был награждён по благословению Патриаршего Местоблюстителя Сергия правом ношения митры, патриаршей Грамотой, правом служения Божественной литургии до «Отче наш…» и до Херувимской песни при открытых царских Вратах, орденом Святого князя Владимира третьей степени, правом ношения второго наперсного креста с украшениями, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», получал благодарственные телеграммы от Советского правительства.
На устроение танковой колонны из личных средств отец Павел пожертвовал 100 тысяч рублей. С 1941-1943 гг. он оставался единственным служащим священником на всю Астраханскую епархию. Своей самоотверженной службой, твёрдой верой в Бога отцу Павлу удалось отстоять у местных властей Покровский кафедральный собор после его закрытия, и уже в середине 1942 года богослужения в храме были возобновлены.
За время служения в Астрахани отец Павел трижды назначался настоятелем Покровского кафедрального собора, четырежды настоятелем Иоанно-Предтеченской кладбищенской церкви. Последним местом его служения была церковь Иоанна Златоуста, где он навсегда остался Почётным настоятелем.

Схиигумен Паисий (Павел Рябых)
Среди духовенства Астраханской епархии были и священники, которые на себе испытали вкус войны на поле боя. Среди таких людей был Павел Рябых (принявший в последние годы жизни схиму с именем Паисий), около тридцати лет прослуживший в церкви Рождества Пресвятой Богородицы в с. Никольское Енотаевского района. Он был удостоен большого количества священнических наград, среди которых: набедренник, палица, наперсный крест с украшениями. Митрой протоиерея Павла лично наградил Святейший Патриарх Алексий II во время своего первого визита в Астрахань.
В 1998 году по состоянию здоровья батюшка вышел за штат, продолжая помогать новому настоятелю церкви. Путь будущего священнослужителя к Богу был не прост. В первый же год начавшейся войны, 14 сентября 1941 года, во время боев на Новгородчине, командир пулеметно-стрелкового взвода лейтенант Павел Рябых получил осколочные ранения от разорвавшейся рядом мины: ему выбило осколком глаз. В этом бою они попали в окружение, и надежды на спасение не было. В ту трудную минуту Павел Рябых усердно молился и в молитве пообещал, что если он и его товарищи останутся живыми, то он посвятит свою жизнь служению Господу.
Из окружения они тогда вышли живыми и невредимыми. После войны он поселился в Астрахани, здесь он стал посещать Покровский собор. Какое-то время был начальником взвода охраны Астраханской ГЭС, но не забывал о своём обещании. Затем Павел устроился в храм, где пел на клиросе и работал в свечной мастерской, готовясь стать дьяконом. Но достичь намеченной цели удалось лишь в 1968 году. На тот момент решению Павла воспротивились власти, посчитав, что советский офицер не должен был служить в церкви. Несколько раз будущего священника власти пытались сделать доносчиком, но с Божьей помощью этого удавалось избежать - в особом отделе Павла сочли за юродивого из-за случая, когда он в ответ на обвинение о доносе встал и громогласно произнёс: «Паки и паки, миром Господу помолимся!», после чего заявил, что хочет быть дьяконом.
31 декабря 2002 года отца Павла постригли в монашество с именем иеромонаха Сименона, затем по благословению архиерея его постригли в схиму с именем Паисий. Скончался Схиигумен Паисий в 2003 году на 88-м году жизни.






На основе материалов краеведа Натальи Лосевой