Новости Астраханской митрополии

«Постимся постом приятным, благоугодным Господеви»

7 Марта 2020


Подошла к концу первая седмица (неделя) святой Четыредесятницы - Великого поста, который отделяет нас от Светлого Христова Воскресения. А, вернее сказать, не отделяет, а приближает к нему – так, по крайней мере, быть должно. Но как провести это время, чтобы весна наступила не только по календарю, но чтобы для каждого из нас настала весна духовная? Чтобы сердца коснулось обновление, и мы позаботились о спасении своей души? О внешней и внутренней стороне Великого поста мы побеседовали с тремя священнослужителями Астраханской епархии. Их ответы с разных сторон раскрывают суть одних и тех же понятий, еще раз напоминают о простых истинах – не новых, но по-прежнему актуальных для каждого из нас.

Вопросы:
1. Что главное в Великом посте? Для чего он нам нужен?
2. Что важно для духовного роста? Ведь пост – это не только воздержание от пищи?
3. Как проводить время так, чтобы пост воспринимался не как время печали, но как время радости? Что означает «поститься постом приятным»?
4. Пожелайте, пожалуйста, что-нибудь всем нам в эти великопостные дни.


Отвечает священнослужитель храма Покрова Божией Матери города Астрахани иеромонах Иоаким (Шашков).

1. Главное в дни Великого поста – то же, что и в христианской жизни вообще – это покаяние и приближение к Богу. Только Великим постом мы призываемся к этому особо усердно. Авва Дорофей, древний святой, говорит, что Великий пост – это как бы духовная десятина, которую человек приносит Богу раз в году. В это время мы должны с особым усердием заботиться об исполнении своих христианских обязанностей.
Стоит отметить, что гастрономические ограничения, конечно, не главное в посте. Но, в то же время, это вещь немаловажная. Например, когда Господь обличает фарисеев за то, что они более усердствовали во внешнем исполнении закона и оставили любовь Божию, правосудие, милость, веру, в то же время Господь сказал: «сие подобает творить, но и оного не оставлять» (Мф. 23, 23). Поэтому главное, конечно, покаяние, особо чуткое отношение к своей духовной жизни, но вместе с тем и телесный пост тоже необходим.
Ну а нужен Великий пост нам для того, чтобы хотя бы раз в году прервать бесконечную суету нашей обыденной жизни, чтобы позаботиться о главном.
2. Для духовного роста важно наше собственное произволение. Преподобный Серафим Саровский говорил, что современным людям для духовного роста не хватает решимости. И сейчас, увы, у нас время слов, а не дел. Мы много слышим правильного и нравственного, но мало видим исполнения этого правильного. И здесь важно, конечно, не требовать что-то с других, а начать с самого себя. Думаю, каждый человек знает, что нужно исправлять в духовной жизни конкретно ему. Кому-то нужно поменьше болтать, кому-то – отказаться от своих обид. Кому-то нужно примириться с ближними или еще что-то. И если человек действительно ищет духовного роста, то Бог ему непременно поможет. Тогда и воздержание от пищи получит нужный смысл и будет в радость, а не в тягость.
3. Время поста надо стараться проводить внимательно. Надо сказать, что великопостные воскресные дни, да и богослужения первой седмицы, и особенно Страстной седмицы наполнены глубокими священными смыслами – смыслами аскетическими, богословскими.
В духовной жизни печаль понимается иначе. Мирская печаль, которая суть уныние, не нужна. А печаль по Богу и о своих грехах нужна, ибо такая печаль на самом деле спутница покаяния. По апостолу Павлу именно печаль о грехах приводит к спасительному покаянию, что мы и взыскуем во время поста. Поэтому такая печаль совершенно не предосудительна, а даже необходима для кающегося. Что такое покаяние? Это в том числе и печаль о согрешениях, печаль о своем несовершенстве пред Богом, и желание это свое греховное состояние исправить.
Ну а радость – ее, наверное, дает сам Бог за усердие в посте, и приятен пост тому, кто совершает его не по привычке, а осмысленно, совершает его ради Бога. Такой пост действительно благоугоден Ему.
4. Пожелание в Великий пост нам всем такое: поменьше волноваться от никогда не престающих, не могущих закончиться страстей мира сего. Пусть этот пост будет спокойным, молитвенным, чтобы праздник праздников – Пасху – встретить нам с доброй совестью и искренней радостью о Воскресшем Христе!

Отвечает священнослужитель Успенского кафедрального собора города Астрахани иерей Василий Сигитов.

1. Чтобы понять, для чего нужен Великий пост, и что в нем главное, вспомним историю грехопадения человечества. А началось грехопадение со вкушения запретного плода. Сорванный не вовремя плод, против воли Божией употребленный, привел человечество к изгнанию из обители райской. Постом, говорят святые отцы, мы и возвращаемся в рай. То есть, ограничивая себя в чем-то, мы вспоминаем Того, Кто положил нам это ограничение, и понимаем, что Духом Святым человеческая душа питается. Утесняя себя в земном, мы более начинаем алкать и жаждать покаяния, причащения Святых Тайн. То есть, удаляясь от земного, мы более начинаем стремиться к небесному.
Дни Великого поста занимают совершенно особое место в годовом круге жизни христианина: это подготовка к главному православному празднику – Пасхе. Пасха — ликующая радость единения человека с Богом, победа жизни над смертью, духа – над плотью. Но, чтобы победа духа над плотью состоялась, необходимо потрудиться.
Целью поста является стяжание Духа Святого посредством аскетической практики. Слово «аскет» происходит от греческого глагола, который буквально означает «упражнять». Во время поста мы воздерживаемся, упражняемся в отказе от сытной и обильной пищи, развлечений, лени и праздности, и так мы стараемся с помощью Божией к Нему приблизиться.
2. Для духовного роста желательно не отлынивать от «упражнений». Мы уже поняли, что аскет — это человек, который упражняется в добродетели. Как и любой спортсмен, желающий достичь каких-то успехов в каком-либо виде спорта, постоянно посещает тренировки, так и христианин, желающий избавиться от какого-то «въевшегося» греха, должен постоянно духовно упражняться.
Преподобный Симеон Новый Богослов пишет: «Непрерывно занятый внутренним деланием, он (человек) становится мудрым, великодушным, щедрым, смиренномудрым. И более того, он созерцает, богословствует и молится; это и значит, как говорит Апостол, то, что он в духе ходит...».
Обратимся к Евангелию и вспомним, как на вопрос учеников, почему они не могут изгнать беса, Христос ответил: «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17, 21).
Если поститься только телесно, забывая про духовное, то такой пост может даже навредить человеку. И дело вот в чем: пост затрагивает и тело, и душу, и дух человека. Не зря в народе раньше говорили: «Сытое брюхо к учению глухо», так вот, оказывается, к молитве оно глухо еще больше. Когда человек воздерживается в пище, он обостряет свое духовное восприятие, как бы освобождает место для духа. Но если мы место освободили, а Бога туда не впускаем, не наполняем это место молитвой, то такое место начинает наполняться страстями.
3. Хотя мы и воздерживаемся во время поста от обильной пищи, увеселений и так далее, неправильно называть пост временем ограничения. Наоборот, пост является временем освобождения. Мы освобождаемся от ненужного груза, тяжести, которая есть у всех. Мы освобождаемся и от тяжести телесной, и от душевной, то есть от наших грехов. Пост – это самое благоприятное время для нашего спасения, это то время, когда мы обращаем особое внимание на духовную сторону нашей жизни.
«Поститься постом приятным» значит, что в посте мы будем черпать духовную силу для духовного развития. Чтобы нам не стоять на месте, а чтобы этот Великий пост был бы для нас ступенькой лестницы, ведущей ко Христу.
4. Желаю, чтобы все постящиеся в великопостные дни обогащались духовно. Мы знаем, что есть духовная брань, то есть война. Достоевский в романе «Братья Карамазовы» писал: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей». И нам необходимо бороться с дьяволом, потому что без борьбы не может быть победы. Пусть в дни поста каждый по силам, хотя бы немного начнет бороться с грехом. Пусть каждый из нас откажется от чего-то, что ему особенно дорого. Это не обязательно должна быть еда; для кого-то – телевизор, для кого-то – какие-то игры и так далее. Очень важно, чтобы каждый христианин начал вести осознанную борьбу с грехом. Если мы хотим победы, нам надо трудиться – ее дешево не получить.

Отвечает священнослужитель Иоанно-Предтеченского монастыря города Астрахани иеромонах Иринарх (Ишмухамедов).

1. Главное в посте — приближение к Богу. Постясь, мы стараемся очистить свое сердце от страстей, освобождая место для Господа.
2. Для духовного роста важно смирение, то есть принятие всего, что происходит с нами — и плохого, и хорошего — с миром в душе; осознание и принятие своей немощи и слабости, признание неопытности и ошибок в деле движения к Богу; понимание того, что без собственного труда и помощи Божией мы не сможем духовно возрасти.
3. Пост — благоприятное время для того, чтобы мы могли открыть не только свои немощи, но и горизонты, возможности, данные нам Богом, те, о которых Он нам говорит, указывая на ошибки и грехи. Ведь Он «делает замечания» из готовности исправить их вместе с нами, ради нашей пользы.
В привычном ныне смысле, приятным пост человеку не бывает – это время, когда мы целенаправленно отбираем у души и тела привычные, нежащие их мысли, дела и состояния. Полностью эта цитата, взятая из стихиры на вечерне первого дня Великого поста, звучит так: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви». Богу угодного и приятного, то есть принимаемого Им поста, ищет и находит христианин в практике жизни Церкви в пост. Описание угодного и приятного Богу поста изложено в 58 главе книги пророка Исайи: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень».
4. Желаю всем нам постараться отступить от своих эгоистичных устремлений, от себялюбия в сторону Бога и своих ближних.

Подготовила Ольга Мишина