Новости Астраханской митрополии

5 февраля - Неделя (Воскресенье) о мытаре и фарисее

5 Февраля 2023


Великий пост в 2023 году начнется 27 февраля, но ему предшествует несколько подготовительных «Недель» — Воскресений. Первая Неделя (Воскресенье) — 5 февраля, Неделя о мытаре и фарисее.

За богослужением в этот день начинается пение и чтение Постной Триоди. На Литургии читается Евангелие от Луки гл. 18, 10–14, в котором мытарь олицетворяет собою искренне кающегося грешника, а фарисей — человека внешне благочестивого, но не видящего своих грехов и мнящего себя праведным.

Церковь примером мытаря и фарисея напоминает о смирении, как истинном начале и основании покаяния и всякой добродетели, и о гордыне как главном источнике грехов, который оскверняет человека, отдаляет его от людей, делает богоотступником.

В связи с началом пения Постной Триоди, началом подготовительных к Великому Посту воскресных дней, мы попросили священников Астраханской епархии ответить на ключевые вопросы, касающиеся этих событий:

1. Что есть смирение и что есть покаяние?
2. Что есть гордыня, в чем она проявляется?

Отвечает иеромонах Иоаким (Шашков):

Смирение есть прежде всего послушание воле Божией: когда человек принимает всё случающееся в жизни как от Бога и не ропщет на жизненные обстоятельства. Случается хорошее — благодарит; плохое — не унывает, потому что понимает, что и это нужно человеку, скорби, к примеру, нужно пережить для исцеления души; то есть, человек принимает всё, что Господь в жизни ему попускает.

Смирение перед человеком — выполнение заповеди апостола "друг друга тяготы носите" (Гал. 6, 2). Что это означает? Вот вижу я какую-то несправедливость по отношению к себе, какое-то недружественное действие со стороны ближних, нужно это спокойно претерпеть — не осудить, не оскорбить человека, не ответить ему злом за зло — таким образом понести чужую немощь. Но при этом важно помнить, что не только я ношу чьи-то немощи, как мне кажется, но и мои немощи постоянно кто-то носит, потому что каждый человек грешен, и наши грехи проявляются в поведении, в мыслях, в плохих поступках. Мы часто этого не замечаем, но это так. Потому и наши немощи тоже постоянно кто-то носит — терпит. Это нужно обязательно иметь в виду. Так и достигается мир между людьми, и нужно всегда стремиться к этому миру: не судить ближнего, а оправдать его. И в семье, и на службе, и в работе всегда помнить простое апостольское слово — "друг друга тяготы носите и так исполните закон Христов".

Покаяние. Когда мы читаем Евангелие, можно обратить внимание, что проповедь о Царствии Небесном начиналась именно со слов о покаянии — Иоанн Предтеча и сам Господь Иисус Христос, когда вышли на проповедь, то первое что сказали, было: «Покайтесь, ибо приблизились Царствие Небесное».

Действительно, покаяние есть начало духовной жизни, начало обращения к Богу. Нельзя коротко сказать, что такое покаяние. У святых отцов много написано на эту тему, но каждый человек должен понимать, что покаяние подразумевает самое главное: изменение отношения ко греху коренным образом. То есть решительный отказ от греха, нежелание его творить. Понятно, что в жизни, бывает, случаются и невольные согрешения и не всегда, к сожалению, мы можем грех предотвратить. Тем не менее, должно быть желание избежать греха. И вот это уже есть в некоторой степени покаяние. Конца покаянию не установлено. Отцы, достигшие великих добродетелей, великой близости к Богу, всю жизнь могли плакать над своими грехами. Поэтому нельзя сказать, что покаяние начинается, а потом в какой-то момент заканчивается и начинаются другие добродетели. Нет, покаянием должны быть пронизаны все наши добродетели, то есть мы всегда должны сознавать себя перед Богом людьми грешными, потомками падшего Адама, которые всю жизнь должны плакать, чтобы в будущей жизни радоваться. Так мы слышим в заповедях блаженств — «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5,4).

Гордость — это страсть, которая живёт внутри человека и постоянно проявляет себя во вне. Это и обидчивость, и прекословие, и своеволие, это то, когда человек постоянно внутри или снаружи говорит: "я", "мне", "моё". Это может происходить и прикровенно, а может и так, когда человек свою волю, свои желания, свою личность ставит выше всего другого. А дьявол когда-то поставил её даже выше Бога и за это был низвергнут с Неба. Поэтому страсть эта очень опасна. Нужно всячески себя блюсти, чтобы её из себя искоренить. А для её искоренения прежде всего необходимо наше желание расстаться с этой гордостью, расстаться с самолюбием, с самоугождением — не жалеть себя ради Бога и ближнего. Тогда всё получится.

Отвечает иеромонах Иринарх (Ишмухамедов):

В первые века существования церковнославянского языка слово "смирение" имело в своём написании коренную букву "е", что позволяет нам обратиться к более верному и глубокому осознанию того, что есть «смерение».

И легче всего здесь привести пример человека: будь то мытарь или фарисей, будь то каждый из нас, который ищет и находит свою меру перед Богом, перед людьми. Так, например, мы знаем из мысли святых отцов о смирении, о христианском долге и ответственности перед Богом. Например, начальник не имеет права пасовать перед трудностями, зная, что за его спиной — подчинённые; отец не имеет право преклонять колено перед захватчиком земли, который может разрушить, растоптать и унизить его беззащитных детей, женщины и стариков; христианин не имеет права попирать в себе образ Божий и давать это сделать кому бы то ни было. Мы стоим за незыблемые ценности, которые даны нам для того, чтобы самое ценное, вечное, святое в нас и нашей жизни не потеряло себя, не было растоптано, унижено, забыто, поругано, осквернено.

Поэтому верное толкование слова, глубинное понимание термина "смирение" лучше всего соотносить с таким корнем как "мера" - соизмерение себя в обстоятельствах мира, которые созданы Богом, которые нужны для нашей новой меры. Нам бы исполняться из меры в меру, приходить расти, крепчать, плотнеть внутри, создавая всё более удобные для Бога обстоятельства действовать, светить через нас. Посему правильным было бы рассуждать о смирении, как о возможности человека без обмана, искренне, трезвенно размышлять и являть перед Богом и людьми свою меру, не забывая о том, что источником и совершителем всякой добродетели является Господь наш Иисус Христос.

И тогда ни одна мера, ни одно напряжение наших сил в пользу любой добродетели, особенно такой, как смирение, невозможное без восприятия себя перед Богом. Невозможно без этого понять, какую меру, какую позицию, какую полноту того или иного делания мы имеем в себе на нынешний момент: будь то добродетель поста, добродетель милосердия, добродетель молитвы, добродетель служения, добродетель проповеди, мужества, — всё, что бы мы ни взяли, имеет свою меру и соотнесенность между Богом и нами. И дело наше (прижизненное, христианское) в том, чтобы меру свою углублять, расширять и не забывать, что она всегда исчисляется от нашего Бога. А знать свою меру Духа, силу души может только тот, кто следит за собой не ради себя, успеха, семьи или государства, а ради Христа.

Гордыня же, антипод смирения, будучи основным пороком по слову святых отцов, — ощущение своей самости, отстояния, независимости, автономии от Бога. От Бога — Творца миров, от людей, над которыми мы возвышаемся в силу этой самой гордыни и своей псевдоисключительности — «я не такой, как другие, я особенный».

Много Господь даёт человеку обстоятельств, которые его смиряют, пока человек не придёт в свою меру. Святые говорят, гордыня заставляет человека коснеть в его грехах и нисходить от тонких и малозаметных грехов до самых грубых, тяжких. Бывает так, что глубина падения может пробудить в человеке раскаяние, осознание того, что, будь ты с Богом, будь ты действительно инаковым и восхитительным, до такой низости и такой страшной позиции состояния души, ты бы не дотянул. Но бывает и так, что чем выше гордыня, тем мы дальше от раскаяния и покаяния, тем глубже повреждённость и отпадение от чистоты красоты и мира души, который Господь принёс на землю, «воссоздавая» Собою Адама.

Господь явил нам образец величайшей добродетели, такой, как смирение: когда Он своим обидчикам всего лишь предложил объяснить по какой причине они Его бьют? Когда Он имел меру простить на Кресте, когда Он имел меру смирения изгнать торгующих из храма, — всё это образцы добродетели знания своей меры и образцы добродетели разрушения гордыни как удаления от Бога, как самости, как эгоизма и вызова своему единству с Богом и образу Божию в нас.

И можно тут, наверное, дополнить, что гордыня отступлением от Бога продолжает отступление от людей и, чем глубже человек «закукливается» в своем коконе, в разделении, которое он создаёт между собой и остальными людьми, тем больше его повреждённость, отдалённость и ложная самость перед Богом, потому что видение и приятие образа Божиего в людях точно так же может нас привести к мере познания мира и себя.

Отвечает иерей Алексей Пономарев:

Смирение – это трезвое видение самого себя, особенно своих недостатков, греховных навыков, слабостей. Только верно обозначив проблему, можно еe решить, поэтому смирение является основой для совершенствования, как в духовной жизни, так и в любом виде человеческой деятельности.

Гордость, напротив, уход от такого видения. Имея своей основой эгоизм, самолюбие и подобные низменные движения человеческой души, гордость ослепляет свою жертву и не позволяет сомневаться в своей «правоте». И тем самым является причиной духовной деградации.

Главное оружие против гордости – смирение. Но смирение – это только видение проблемы, для духовного роста необходимо покаяние. В свою очередь покаянием является не сожаление о своих грехах и даже не исповедь, а именно ИЗМЕНЕНИЕ своей жизни после чистосердечного раскаяния на исповеди (в таинстве Покаяния).

Отвечает иерей Максим Бурдин:

Понятие «смирение» слишком широко и определить его исчерпывающе крайне трудно. В Синодальной Библии есть место, где из уст Господа звучат два императива: остановитесь и познайте, что Я — Бог (Пс. 45, 11). В современных переводах этот призыв порой передают как смиритесь и познайте (см. переводы Аверинцева, Туманова). Так мы получаем первый и базовый смысл слова «смирение»: отчётливое понимание и признание власти Господа Бога над всем миром. Это побуждает верующих людей к самым разным религиозным чувствам. Высшей степенью смирения является благодарение Богу за Его Промысел и попечение о мире во всех обстоятельствах. Об этом много сказано в аскетических сочинениях и проповедях с амвона. Вместе с тем смирение побуждает верных с особой стойкостью претерпевать не только козни дня и поступки людей, но порой и общее неустройство мировой истории.

Будет большой ошибкой, если мы подумаем, что полнота этой добродетели недостижима и остаётся лишь утопией и идеалом. Новозаветные Писания указывают на Иисуса Христа как на образец смирения и кротости (Мф. 11, 29). Тем самым показано, что только в Иисусе может быть достигнут вожделенный покой и истинные отношения людей с Творцом, утраченные вследствие грехопадения.

Гордость, с точки зрения христианства, один из основных человеческих пороков. Господь Иисус Христос указывает гордость в числе двенадцати злых помыслов, исходящих из сердца человеческого (Мк. 7, 11). Апостол Павел говорит, что гордость будет одним из множества пороков, овладеющих людьми в последние дни (2 Тим. 3, 1-9). Эта горькая особенность человеческой натуры может проявлять себя по разному: в самомнении, высокомудрии и хвастовстве, надменности и самообожании. Высшей степенью человеческой гордости является религиозное и этическое противление Богу наряду с желанием самостоятельно властвовать над собственной жизнью.

Чуткий и внимательный к своей совести христианин, следующий заповеди Господа наблюдать за собой (Лк. 17,3), понимает опасность даже начальных форм этого порока. Это побудило многих церковных авторов посвятить борьбе с гордостью великое число аскетических сочинений. Ведь именно гордость лежит в основе большинства грехопадений и так легко принимается в помыслах и сердцах. Напряжённая борьба с этим пороком невозможна без призывания имени Господа и деятельного смирения перед Ним.

Астраханская епархия, 5 февраля 2023 года