Новости Биробиджанской Епархии

Источник информации: Биробиджанская епархия
19 Августа 2015

Преображение Господне, или попросту - Яблочный спас отмечает сегодня весь православный мир. В храмы и монастыри на утреннюю службу люди приносят свой урожай, чтобы его освятить. По случаю Торжества во всех храмах Биробиджанской епархии, от Облучья до Николаевки, совершена Божественная Литургия.

Благовещенский кафедральный собор города Биробиджана отметил праздник архиерейским служением. В своем слове к пастве епископ Биробиджанский и Кульдурский Ефрем отметил:«Преображение Христа является великим событием в истории земной жизни Спасителя. И к преображению каждого из нас он зовет через разного рода испытания: и радостные моменты, и тяжелые моменты. И мы должны помнить, что Господь желает каждого из нас видеть преображенным»

Праздник Преображения Господня существовал уже в IV веке. Об этом свидетельствуют поучения св. Ефрема Сирина и св. Иоанна Златоуста. Существование праздника в IV веке показывает, что начало его должно относиться к предшествующим трем векам христианства. Из VII века дошло до нас слово на Преображение Господне св. Андрея Критского (635-680). В этом слове термин «Преображение» рассматривается не только в догматическом смысле, но и в смысле действительного торжественного праздника Церкви. В VIII веке св. Иоанн Дамаскин и св. Косма Маиумский составили ряд стихир и каноны, которыми Православная Церковь прославляет событие праздника и в настоящее время.

Праздник Преображения имеет один день предпразднства - 18 (5) августа, и семь дней попразднства с 20 (7) по 26 (13) августа. Отдание праздника совершается 26 (13) августа.

К особенностям праздника Преображения Господня относится и то, что в этот день совершается освящение плодов.

Обычай освящать плоды — древний. Предписания относительно этого обычая изложены в 3-м Апост. правиле (срав.: 28-е правило VI Вселенского Собора). На востоке (в частности, в Греции) к этому времени поспевают плоды, важнейшие из которых — колосья и виноград – приносятся в храм для благословения и в знак благодарности Богу за получение этих плодов для пропитания человека, а также по прямому их отношению к таинству Евхаристии, о чем говорится и в самой молитве, читаемой над «гроздием».

В Русской Церкви, в тех местах, где виноград не растет или не вызревает к этому времени, в праздник Преображения Господня освящаются яблоки. При этом яблоки, как бы заменяющие собой виноград, освящаются другой молитвой — «На освящение начаток овощей (плодов)».

Освящение плодов 19 (6) августа имеет еще и другое, таинственно-символическое значение, а именно: в событии Преображения Господу угодно было показать то новое обновленное состояние, в которое вступило человеческое естество по Воскресении Господа и вступят в общее воскресение все верующие. Но поскольку в мир через человека вошел грех, пришла в расстройство в связи с этим и природа, которая вместе с человеком ожидает обновления через благословение Божие. И в этой надежде человек утверждается церковным благословением плодов.