Новости Биробиджанской Епархии

Источник информации: Биробиджанская епархия
13 Ноября 2012
Слово епископа Биробиджанского и Кульдурского Иосифа после Божественной Литургии в храме Свято-Иннокентьевского женского монастыря в с. Раздольное Биробиджанского района в день 5-летия образования обители.

После десятилетий жесточайших гонений на Церковь Христову в России наступило время, которое блаженно почивший Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II охарактеризовал как «время собирать камни». За это время не только возродились храмы и монастыри, порушенные во времена богоборческих гонений, но построены новые храмы и обители там, где их никогда не было. Это было время созидания Церкви, не только внешнего, но и внутреннего, духовного созидания. За это время Церковь приобрела значительный вес в современном обществе, особенно в центральных областях России, на Украине и в Белоруссии.

И не случайно сегодня звучит резкая критика в адрес и Святейшего Патриарха, и иерархов Церкви, и священнослужителей, и монашествующих, и вообще церковной жизни. Если отбросить от этой критики эмоции, какие-то мелочи и подробности, то эту дискуссию можно охарактеризовать, как стремление обозначить роль Церкви в жизни современного общества и современного человека.

Сегодня, когда Предсоборное Присутствие в преддверии грядущего архиерейского собора разработало документ, который назван «Положение о монастырях и монашествующих», возникла дискуссия в том числе и о роли современного монашества в общественной жизни. И если вообще дискуссию о роли Церкви в современном обществе можно представить как очень масштабную и многоплановую, то же можно сказать и о дискуссии о роли монашества.

Одни говорят, что Церковь должна затвориться, закрыться в своих храмах, не нужно ее проявление в современной общественной жизни. А другие — напротив — утверждают, что Церковь должна занять ведущую роль в современном обществе, стать во главе народа, чуть ли не править государством. И, конечно же, истина находится где-то, как всегда, посредине.

Точно так же идет дискуссия и о роли современного монашества. Одни говорят, что современное монашество еще никак не оформилось, поэтому оно должно быть совершенно закрытым и как бы созревать внутри себя, чтобы явить какие-то плоды миру. Другие говорят, что современное монашество, как авангард Церкви, должно активно служить миру. И опять же, мы должны сказать, что истина находится где-то посредине. Эта дискуссия проходит чрезвычайно активно, затрагивает различные аспекты монастырской жизни, начиная от назначения или выборов игумена или игумении монастыря и кончая тем, что вообще должна представлять собой монашеская жизнь.

Современный мир делает очень большой акцент на так называемой «свободе», которая выражается в том, что и современное монашество должно быть «свободным». Свободным от того, чтобы епархиальный архиерей не диктовал им какие-то свои условия, от того, чтобы начальствующий в монастыре игумен или игумения были ограничены некими особыми положениями, чтобы монашествующие имели полную свободу общения с внешним миром и делали это как желают. И, конечно, в этом диалоге мы снова и снова обращаемся к многовековому опыту Церкви.

Церковь основана на земле Господом нашим и Спасителем Иисусом Христом вовсе не для того, чтобы быть во главе сильных мира сего, а для того, чтобы каждого человека вести ко Христу и ко спасению — это ее цель и задача. Церковь не обязана созидать внешнюю жизнь: поддерживать экономику, социальные учреждения государства — роль Церкви духовна — вести человека ко Христу и к вечному спасению. И роль монашества, по-моему, очень точно и замечательно верно охарактеризовал преподобный и богоносный отец наш Серафим, Саровский и всея России чудотворец, который в одном из поучений сказал простые, доступные и понятные слова: «Радость моя, стяжи дух мирен, и тогда тысяча людей спасется вокруг тебя». Вот предназначение современного монашества — стяжать мир духовный. А мир духовный есть ничто иное, как уверенность в том, что человек идет по правильному пути.

Почему многие из нас в смятении, в раздражении, в ненависти, в поисках, как говорится в русской пословице, бросаются из огня да в полымя? Это говорит о том, что они не имеют под ногами твердой почвы. А когда человек уверен в правоте своих действий, в правоте своей жизни, в том, что он живет так, как велит и хочет Бог, мир вселяется в его душу, и у такого человека нет уже ни смятения, ни раздражения, ни поисков — он спокойно смиренно преклоняясь под волю Божию, совершает течение своей жизни и творит свои земные труды.

Но такие люди сегодня стали исключением из правил. Поэтому задача современного монашества — быть носителями Духа Христова, того мира, который завещал Спаситель наш Иисус Христос всем нам. Если монашеское сообщество созидается на этих правильных началах, то люди, которые приходят в обитель со своими духовными нуждами, чувствуют это, они тянутся в это святое место, они, так сказать, «заражаются» этим духом. Дух мира и покоя водворяется мало-помалу в их жизни. Вот задача современного монашества.

Для этого Господь дал нам определенные средства. Средства, которыми пользовалось монашество на протяжении многих веков своего существования. Как говорили святые преподобные отцы, монашествующие имеют два крыла: молитву и труд. Не может быть у монашествующих лишнего и свободного времени, не может быть у монашествующих желания и стремления проводить свое время в пустых разговорах с мирянами, как многие этого бы хотели: прийти в монастырь, поговорить о своих проблемах, о своих нуждах, о своих болячках, вылить здесь все, что накипело на душе и потом спокойно уйти. Здесь не психологи, здесь — подвижники. Здесь те, кто борются со своими собственными страстями, кто внутри себя, побеждая страсти, воюет против всевающего их врага рода человеческого — диавола. Здесь невидимый духовный фронт, здесь Господь являет душе человеческой свою благодатную помощь. И поэтому роль монастырей не в том, чтобы быть таким прибежищем, где можно «поплакаться в рукав», а в том, чтобы, придя сюда, в совместной молитве с монашествующими получить духовную опору, поддержку, и мало-помалу водворить в своей душе тот мир, которого ждет от нас Христос Спаситель.

Сегодня мы отмечаем пятилетие образования сей святой обители, посвященной святителю Христову Иннокентию, митрополиту Московскому, апостолу и просветителю нашей земли, нашего Дальнего Востока. И в этот святой и памятный день я желаю и Вам, дорогая матушка, и всем сестрам, чтобы во исполнение отеческих предписаний и вы в первую очередь хранили молитву, чтобы и у вас не оставалось праздного свободного времени, потому что там, где праздность, там грех. Молитва и труд должны быть залогом вашего духовного созревания.

Я радуюсь тому, что вы уже образовали крепкое сестричество, вы живете одной духовной семьей, и это не может нас не радовать, потому что когда в обителях возникают некоторые разделения и распри, это означает, что враг, диавол, свил гнездо в этом месте. Радует нас, что вы живете мирно, в молитве и труде, под покровом Матери Божией и святителя Христова Иннокентия. Радует нас и то, что люди любят приходить сюда, чтобы участвовать в монастырской молитве, чтобы получить здесь духовную благодатную поддержку и утешение.

И, конечно же, сегодня, в ваш «день рождения», невозможно обойтись без подарков. В этом году, когда Господь и Матерь Божия судили мне снова посетить святую Афонскую гору, уникальное в нашем мире место, где день и ночь не прекращается монашеская молитва, где веками процветало православное подвижничество, из знаменитой Ватопедской обители я привез в благословение нашему Свято-Иннокентьевскому монастырю список прославленного чудотворного образа Матери Божией «Всецарица». И я хочу, дорогая матушка, преподать Вам этот святой образ в благословение, чтобы Матерь Божия хранила Вас, хранила эту обитель и через эту святую икону являла и вам и паломникам, которые стекаются сюда, Свой Благодатный Покров и защиту.

Вы знаете, что эта святая икона чрезвычайно почитается сегодня во всем мире. Образ, написанный в 17 веке, уже в наше время проявил себя обилием чудотворений, и особенно исцелением онкологических болезней. И пусть Матерь Божия будет Целительницей и вам, и духовных и телесных немощей и недугов, и пусть Матерь Божия являет вам свою благодатную помощь, покров и защиту.