Новости Биробиджанской Епархии

Источник информации: Биробиджанская епархия
6 Июня 2013

В газете «Биробиджанская звезда» №38 (17128) за 29.05.2013 г. была опубликована статья «Чей символ над городом?», которая ставит ряд вопросов. Эти же и другие вопросы муссируются некоторыми СМИ. В ситуации, когда эти вопросы обращены, в том числе, и к Православной Церкви, Биробиджанская епархия Русской Православной Церкви не может не дать ответы хотя бы на некоторые из них.

24 мая, в день церковно-государственного праздника «День славянской письменности и культуры» Средне-Амурское окружное казачье общество ЕАО, в соответствии с полученным разрешением, установило на вершине заброшенной сопки на окраине Биробиджана пятиметровый памятный Крест в честь казаков первопроходцев, а затем городское духовенство совершило освящение этого памятного знака. Казачье общество планировало облагородить это место и поддерживать здесь порядок, чтобы оно стало одним из излюбленных мест отдыха горожан. В ночь на 27 мая впервые в Биробиджане произошел акт вандализма – памятный Крест был спилен.

- Мнения по поводу установки Креста вызвали множество споров и были в подавляющем большинстве отрицательные.

На наш взгляд, споры были вызваны некорректными публикациями в некоторых электронных СМИ и умышленным разжиганием вражды и истерии путем опубликования совершенно недопустимых по лексике и содержащих угрозы комментариев.

На главной странице официального сайта «Издательский дом Биробиджан» (генеральный директор А. Шлюфман) по поводу установки Креста был помещен провокационный интернет-опрос. Только один из четырех предложенных вопросов подразумевал положительный ответ. Однако более 86 % жителей высказались за установку Креста, после чего, не дожидаясь объявленного срока окончания голосования (22 июня), интернет-опрос был удален с сайта.

- Крест поставлен тайно, без согласования с жителями.

Возможность установки памятного Креста в честь казаков первопроходцев обсуждалась давно.

В прошлом году предложение об установке памятного знака на сопке возле завода «ДСМ» обсуждалось на комиссии по культурному наследию мэрии города Биробиджана. Предполагаемые памятные знаки оказались слишком дорогими. Тогда было решено поставить простой православный Крест, - ведь казачество немыслимо без православной веры. Все, в том числе и председатель совета Биробиджанской еврейской религиозной общины «Фрейд» Рахмиль Ледер проголосовали «за», за исключением Иосифа Бренера. Кстати, представителя Православной Церкви в комиссии по культурному наследию нет. В апреле этого года мэрия города Биробиджана дала официальное разрешение (письмо №1068 от 09.04.2013 г.) на «установку на сопке в районе «ДСМ» Поклонного Креста в честь казаков первопроходцев, принимавших участие в освоении современной территории Еврейской автономной области».

Информация о предполагаемой установке Креста была помещена на сайте епархии 4 апреля. В газете «МИГ» №14 (690) за 11 апреля 2013 г. была опубликована статья «На сопке ДСМ установят Крест». Эта информация не вызвала тогда никакой отрицательной реакции у жителей. И только более чем через месяц была спровоцирована дискуссия в интернете.

Установка памятного знака была назначена на 6 мая, день памяти великомученика Георгия Победоносца. Однако в связи с тем, что подготовительные работы заняли больше времени, чем планировалось, дату установки креста пришлось перенести на более поздний срок. Он был установлен казаками Средне-Амурского окружного казачьего общества ЕАО 24 мая, в день церковно-государственного праздника «День славянской письменности и культуры».

- Зачем был установлен Крест, для чего?

Мысль об установке памятного знака вынашивалась несколько лет, ведь в столице автономии, территория которой присоединена к России самоотверженным подвигом казаков, есть памятник первым еврейским переселенцам, но нет памятника казакам-первопроходцам. Памятный Крест и призван был напомнить живущим здесь людям о том, чьими трудами и подвигами этот край присоединен к России.

- Биробиджан – не казачий город. О казаках здесь в былые времена нет никакой информации. Они были в 200-300км. от Биробиджана.

Исследователи отмечают выдающиеся заслуги землепроходца Онуфрия Степанова в освоении современной территории ЕАО. В отряде Хабарова он командовал артиллерией. Степанов принял командование отрядом после отстранения Хабарова 15 сентября 1653 г. Под его командованием имелось около 500 казаков. 18 сентября 1653 г. он выступил из Албазина на дючеров, проживавших на современной территории ЕАО, которые представляли серьёзную потенциальную угрозу для прибывавших на Амур колонистов. Причиной, по которой казаки устремились в междуречье Биры и Биджана, было то, что дючеры начали быстро сближаться с маньчжурами. Очевидно, что отряд Степанова в первую очередь оперировал в долине Биры: здесь располагались основные поселения дючеров. Бира была тогда полноводной, и поэтому русские могли продвигаться на ней на дощаниках. Как далеко продвинулся Степанов вверх по Бире, можно только предполагать. Исследователи полагают, что это был пункт, примерно соответствующий современному положению Биробиджана, в пользу чего говорят следующие соображения:

- ниже этого города на Бире имеется географические объекты, носящие названия Степановский остров и Степановская коса;

- выше Биробиджана течение Биры приобретает горный характер, и продвигаться по ней на дощаниках было невозможно;

- противнику отступать далее было некуда. Биробиджан стоит на равнинном выступе, охваченном хребтами Бастак и Щуки-Поктой. К северу и западу начинается гористая местность, которая была чужда привыкшим жить на остепнённой равнине дючерам.

В результате действий казачьего отряда Степанова маньчжурский воевода Сергудой принял решение об эвакуации 5-6 тыс. человек дючеров на Среднюю Сунгари.

Эти сведения можно почерпнуть на сайте Российской Академии естествознания (http://www.rae.ru/monographs/122-4067).

- Крест не подтверждает исторические события, связанные с казачеством.

Памятные знаки не призваны отмечать только те места, где бывали те или иные люди. Это вовсе не эстетичный эквивалент пресловутой надписи «Здесь был…». Они призваны доносить до сознания живущих в этом месте современных людей память о великих делах выдающихся людей минувших эпох.

Во многих городах, как и в Биробиджане, стоят памятники В. И. Ленину, хотя он в них никогда не был. И всем это понятно: он основатель советского государства. Никогда не был в Биробиджане и Шолом-Алейхем. Но памятник ему стоит, в его честь названа центральная улица города. Почему? Потому, что он писал свои произведения на идише. Да и памятник еврейским первым переселенцам, установленный на привокзальной площади, тоже едва ли можно считать «историчным». Ведь первые еврейские переселенцы прибывали на ст. Бира, где был переселенческий пункт, оборудованный, кстати сказать, в разоренном православном храме (см. фото на сайте епархии). Да и прибывали они туда со своим скарбом вовсе не на телегах, а по железной дороге. Ехали на подводах, шли пешком, несли на себе хозяйственный скарб задолго до них осваивавшие этот край русские крестьяне.

Тем не мене установка этих памятников не вызывает никаких нареканий. Ведь они устанавливаются не для давно ушедших из этой временной жизни людей, а для живущих ныне. И устанавливаются именно там, где людей проживает больше. Кому и о чем может рассказать памятный знак в пустыне?

То, что современная территория ЕАО присоединена к России трудами нескольких поколений казаков-первопроходцев – непререкаемый исторический факт. Что возмутительного и неполиткорректного в том, что этот факт будет отражен памятным знаком – бесконечно дорогим для первых переселенцев православным Крестом?

- Воспринимается не как дань памяти казачеству прошлых лет, а именно как религиозный символ.

Мы уже говорили о том, что казачество немыслимо без православной веры, которая была фундаментом всей их жизни. Казак без креста – не казак. Даже сегодня, когда секулярные взгляды крепко вошли в сознание людей, при избрании атамана ему распахивают ворот и смотрят, есть ли на нем крест. Главный символ и святыня казачества, конечно же, не нагайка и шашка, а именно православный Крест.

- А если все конфессии захотят устанавливать свои символы, где им захочется, например, миноры, звезды Давида, полумесяцы?

Вынуждены напомнить, что инициаторами установки памятного Креста является не конфессия – Русская Православная Церковь, а некоммерческая организация «Средне-Амурское окружное казачье общество ЕАО» и «Городское казачье общество «Станица Тихонькая». Причем, сделано это не самовольно и там «где им захочется», а на законных основаниях, согласно выданного мэрий города Биробиджана разрешения: «Мэрия согласует установку на сопке в районе «ДСМ» Поклонного Креста в честь казаков первопроходцев, принимавших участие в освоении современной территории Еврейской автономной области». (Исх. №1068 от 09.04.2013 г.).

Если другие организации получат разрешение на установку своих символов – установить эти символы будет их законным правом. Сегодня в городе строится мечеть, которая, конечно же, будет увенчана полумесяцем. Кто с этим будет спорить?

В центре привокзальной площади величественно возвышается минора. Символы иудейской религии, - миноры и звезды Давида, - постоянно мелькают на заставках местного телевидения, в деталях оформления, при проведении светских мероприятий. Никто же не кричит «караул!» Почему же такое раздражение вызвал у некоторых символ той конфессии, о которой в преамбуле к Федеральному Закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» сказано, что государство «признает особую роль Православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры»?

- Кресты ставят на кладбищах на могилах. Нехорошие ассоциации.

Обычай ставить поклонные и памятные Кресты восходит к глубокой древности. Их ставили на дорогах, возвышенных местах, на местах каких-либо памятных событий. На берегу реки Нарва, например, находится один из древнейших памятных Крестов. Великая Киевская княгиня Ольга ездила сюда из Пскова на охоту, но в 947 году она едва не погибла, когда её чёлн перевернулся на Нарвских порогах при переправе через бурную реку. В память своего чудесного спасения она и установила крест.

Обычай же ставить Кресты на кладбищах на могилах возник сравнительно поздно – в конце XVIII века. До этого были только надгробные камни.

«Нехорошие» ассоциации, связанные с Крестом – суеверный пережиток людей, впитавших дух богоборческого времени.

Крест, как орудие мучительной и позорной казни, до распятия Христа у всех вызывал отвращение и ужас. Но после Воскресения Спасителя он стал символом Воскресения, - «Крестом пришла радость всему миру». Крест – символ спасения, примирения человечества с Богом, символ обновления, возрождения и надежды. Да и на кладбище Крест ставится вовсе не как символ смерти и конца жизни, а как раз наоборот - как символ веры в вечную жизнь и надежды на будущее воскресение, как символ спасения и искупления рода человеческого, знамение победы над смертью и адом.

- Крест на сопке возле завода «ДСМ» будет окончательным «крестом» над разваливающимся и практически не работающем предприятии. Нехорошая ассоциация.

Сопка находится, все же, не на территории завода «ДСМ», и связывать установку Креста с заводом нет никакой причины.

О «нехороших ассоциациях» и символике Креста мы уже говорили. Сегодня, напротив, на многих предприятиях в центре России возводятся и поклонные Кресты, и часовни, и даже храмы. Именно как символ той веры, которая веками воодушевляла на созидание, на творчество, на труд, на преодоление трудностей.

- Крест занимает доминирующее положение над городом.

Это совсем не так. Сопка возле завода «ДСМ» невысока. Во всяком случае, главный купол городского собора ничуть не ниже. Доминирующее положение над городом занимает другая сопка – с телевышкой. Именно она и изображена на гербе Биробиджана.

Крест всегда ставился на видных местах – на возвышениях, на куполах храмов, - ведь Крест для распятия Христа был установлен на вершине горы Голгофа. Кажется, этот обычай никогда никого не смущал. Тот, кто бывал в Израиле, хорошо знает, что над Святым Градом Иерусалимом возвышается Масличная, или Елеонская, гора. На ее вершине расположен монастырь Вознесения Господня, колокольня которого, обычно называемая «русской свечой», увенчанная Крестом, является доминантой Иерусалима и всех его окрестностей.

- Биробиджан исторически не православный город.

Но ни Биробиджан, ни область никогда не были в полном смысле и еврейскими. Израильский публицист Шломо Громан пишет: «Евреи никогда не составляли в Еврейской автономной области большинства и даже не приближались к такому статусу, даже на пике энтузиазма по поводу предоставления нашему брату "первой в истории государственности"» ("Новости недели", февраль - март 2005 г.).

Б. М. Голубь утверждает, что в ЕАО в 1926 г. проживало 11 евреев, в 1934 – 10,3 тыс. человек, к концу 1935 г. – 14 тыс. человек, что составляло 23% от всего населения области.

«Пик энтузиазма» приходится на 1937 год. Тогда из 76.500 жителей ЕАО евреев было около 18.000, что составляло всего лишь 23,8%, то есть менее четверти всего населения области (Краткая еврейская энциклопедия, дополнение II). А потом еврейское население автономии катастрофически убывает. В 1939 г. евреев было уже только 16,2% от общего населения области, в 1959 г. - 8,8%, в 1970 г. - 6,1%, в 1979 г. - 5,4%, в 1989 г. - 4,2%, в 2002 г. - 1,2%.

По данным на 2010 год в ЕАО проживало 90,7% русских, 0,4% белорусов, 2,8% украинцев, этнических мусульман, - азербайджанцев, татар, таджиков, узбеков, - 1,1%. Евреи составляли 0,9% всего населения области, что по мнению того же Шломо Громана вполне сопоставимо со столицей нашего государства городом-героем Москвой. Там доля евреев 0,8%, только в отличие от Биробиджана там их 80.421 человек.

В самом Биробиджане ситуация не намного лучше. В до перестроечном 1989 г. из 82.752 горожан было 8.038 евреев, то есть 9,7%.

Если процент этнических мусульман будет, безусловно, расти, то прогноз по еврейскому населению города и области, судя по имеющейся тенденции, крайне неутешителен.

Еврейская автономная область была создана искусственно, и место для этого было выбрано чрезвычайно неудачно. Это и обусловило миграцию евреев из автономии. Все мы прекрасно понимаем, что для сохранения статуса Еврейской автономной области в качестве самостоятельного субъекта Российской Федерации крайне важно всемерно сохранять ее еврейский колорит. И, кажется, для этого делается все возможное. На деньги федерального бюджета построена новая синагога и еврейский общинный центр, деятельность Биробиджанской еврейской религиозной общины «Фрейд» дотируется бюджетными средствами, на бюджетные средства поддерживается и развивается еврейская культура. Сделано все возможное, чтобы еврейское меньшинство чувствовало себя здесь максимально комфортно. Но это не должно означать, что интересами живущего здесь русского большинства, осваивавшего и развивавшего эти земли, можно пренебрегать.

- Биробиджан многоконфессиональный город. Никто не должен себя выпячивать и ставить выше других. Слишком много в городе православных храмов и часовен. Появление Креста не все воспринимают положительно.

Биробиджан, прежде всего, многонациональный город. Именно это и определяет его конфессиональное многообразие. Из приведенных выше статистических данных мы видим, что доля славянского населения (русские, белорусы, украинцы) составляет сегодня 93,9%, этнических мусульман – 1,1%, евреев – 0,9%. Поэтому состояние каждой из конфессий по этой и другим причинам далеко не одинаково.

Доля мусульманского населения возрастает. Думаем, что именно это вызвало у него активное проявление религиозного самосознания. В 2009 г. зарегистрирована мусульманская религиозная организация «Махалля «Ахли Тарикат», в Биробиджане на свои средства она строит первую за всю историю области мечеть. Уверены, что она пустовать не будет и религиозная жизнь мусульман получит дальнейшее развитие.

Совершенно иная ситуация с иудейской общиной. Впервые иудейская община зарегистрирована в Биробиджане в ноябре 1946 г. В 1947 г. в приспособленном помещении устроена синагога. Тогда ее постоянно посещало до 50 человек, а в большие иудейские праздники более 400. В 1984 г. иудейская община прекратила свою деятельность – «распалась самостоятельно». Вновь религиозная иудейская община «Бейт Тшува» была зарегистрирована в сентябре 1996 г. Она входит в состав «Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России» (КЕРООР). Кажется, что уже с 2002 г. она не имеет раввина. В настоящее время, по слухам, община распалась, желающих стать ее номинальным руководителем нет и старую синагогу, вроде бы, собираются снести.

Еврейская религиозная община «Фрейд» зарегистрирована в августе 1998 г., входит в состав религиозной организации хасидов ХАБАД «Федерация еврейских общин России» (ФЕОР). В ноябре 2000 г. был открыт общинный центр, а осенью 2004 года новая синагога. Община осуществляет свою деятельность при финансовой поддержке Американского еврейского распределительного комитета "Джойнт". О планах по дальнейшему развитию религиозных структур иудаизма пока никто не высказывался.

По данным опроса верующими в ЕАО себя считает 68,8 % населения, из них православными - 62,13 %. Среди всех верующих автономии православные составляют 90,3 %. При таком соотношении несправедливо говорить о том, что православные «себя выпячивают и ставят выше других». Православные составляют значительное большинство населения. Вполне естественно, что для удовлетворения их духовных потребностей необходимо гораздо большее число молитвенных помещений, - храмов и часовен. Иначе это будет дискриминацией по религиозному признаку, чего Закон категорически не допускает (ФЗ от 26 сентября 1997 г. N 125 «О свободе совести и о религиозных объединениях», гл. I, ст. 3, п. 3). В правовом и демократическом государстве должны учитываться интересы большинства.

- Установка Креста порождает неверное мнение о городе у его гостей – мы приехали в Еврейскую автономную, или православную область?

При въезде в город установлены стелы с названием города на русском языке и идиш. На привокзальной площади каждого приезжего встречает иудейской религиозный символ – минора. Есть в городе памятники и элементы оформления, создающие еврейский колорит. Так что у гостей города едва ли сложится неправильное впечатление о столице Еврейской автономной области. В корне неправильным будет впечатление, что здесь живут только одни евреи, и русскому православию места здесь нет.

Российская Федерация – светское государство. Здесь не может быть областей православных, либо иудейских. Еврей и иудей – разные понятия. Здесь, в ЕАО, впрочем, как и в других местах, живет немало евреев, исповедующих православную веру.

Но даже в Израиле, где иудаизм является государственной религией, мирно, и, как нам кажется, чрезвычайно красиво, соседствуют символы основных мировых религий – иудаизма, ислама и христианства. Как видим, в ортодоксальном Израиле это никому не мешает, напротив именно это привлекает туда множество туристов, и делает туризм вторым, после огранки бриллиантов, источником государственного дохода.

- Рядом расположена протестантская церковь.

Было бы весьма странно, если бы любая из христианских конфессий возражала против установки Креста. Источником вероучения всех христианских конфессий является книга Нового Завета Господа нашего Иисуса Христа. Слово Божие устами святого апостола Павла говорит: «А я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа…» (Гал. 16:14).

- Неверующие и убежденные атеисты имеют право на самовыражение.

Действительно, неверующие и убежденные атеисты составляют в современном обществе значительную часть. По данным опроса их 22,8% от всего населения области. Их права так же защищены Законом. Безусловно, они обладают полным правом на самовыражение в рамках действующего законодательства. Но это ни в коем случае не дает им права препятствовать исповеданию и распространению религиозных убеждений другими людьми и действовать в соответствии с ними, опять же в рамках законодательства.

- Церковь спонсирует государство, она кормится с его руки.

Этот миф постоянно муссируется светскими СМИ. Биробиджанская епархия дважды помещала для общего сведения годовой финансовый отчет в епархиальной газете «Благовест», и впредь будет делать это ежегодно. За все 10 лет своего существования Биробиджанская епархия не получила ни из одного уровня бюджета НИ ОДНОГО РУБЛЯ, в том числе и при строительстве храмов и своего Социально-просветительского центра. Церковь осуществляет свою деятельность за счет добровольных пожертвований своих прихожан и благотворительной помощи тех людей, которые считают выполнение стоящих перед ней задач нужным и полезным.

Сегодня снова над Церковью сбываются слова Господа нашего Иисуса Христа, сказанные Им во дни Своей земной жизни ненавидевшим Его: «Много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?» (Ин.10:32).

Сегодня Православная Церковь не только строит храмы и часовни, куда приходят люди для удовлетворения своих духовных потребностей. Сегодня Церковь кроме религиозной, миссионерской, просветительской и других веками традиционных для нее направлений деятельности, ведет и широкую социальную работу. Мы никому не навязываемся и никому не мешаем. Мы не идем туда, где нас не ждут. Идем мы только туда, куда нас приглашают, и то, по разным причинам, далеко не всегда.

Сегодня в Биробиджане действует благотворительная столовая, где ежедневно кормят людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, и подчас по состоянию своего физического здоровья не могут приготовить себе обед, работает епархиальная больница, где горожане, среди которых немало людей престарелых, требующих особого тепла и заботы, получают бесплатную квалифицированную медицинскую помощь. В наших планах создание реабилитационного центра для инвалидов, потому что такого учреждения пока что во всей области нет. Мы стараемся снабдить нуждающихся необходимой одеждой, приходим в детские дома, дома престарелых, другие социальные и медицинские учреждения с праздничными подарками и концертами, навещаем заключенных в исправительных учреждениях, пополняем литературой библиотеки города и области, заботимся о летнем отдыхе детей. Ежегодно мы дарим детям веселую Рождественскую сказку, которую готовит наш епархиальный театр-студия «Образ». В этом году со сцены областной филармонии ее посмотрело более 2,5 тысяч детей и почти столько же взрослых. А думаете, нам просто приготовить для такого количества детей хотя бы сладкие Рождественские подарки? Тысячи горожан ежегодно приходят на наш веселый детский праздник «Широкая масленица», и никто не уходит без призов и подарков. Да все и не перечислишь! И все это мы делаем не на бюджетные деньги, не на «подачки государства», а на те благотворительные средства, которые жертвуют нам хорошо понимающие роль Церкви в современном обществе люди.

Множество горожан приходит на Биру к крещенской Иордани, чтобы почерпнуть освященной тем же так ныне пререкаемым животворящим Крестом.

Так почему же установка казачьим обществом Креста на обезображенной, заброшенной, испоганенной и никому не нужной сопке вызвала такой неоднозначный резонанс и выпады против Церкви? Кому хуже от того, что нашлись люди, которые готовы привести эту сопку в должный порядок?

Совершившие акт вандализма и спилившие в ночь на 27 мая Крест люди признались, что сделали это «по пьяни». Поздно вечером 31 мая в магазине «Бридер-21» на ул. Шолом-Алейхема, 27, пьяный мужчина разбил кружку для сбора пожертвований на строительство храма в микрорайоне Биробиджан-II.

Вот такое помутнение сознания.

В заключение мы хотели бы привести пространную выдержку из речи блаженной памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского), произнесенную им 16 февраля 1960 года, в разгар хрущевских гонений на Церковь, на конференции советской общественности за разоружение:

«Досточтимое собрание! Моими устами говорит Русская Православная Церковь, объединяющая миллионы православных христиан, граждан нашего государства. Как свидетельствует история, это есть та самая Церковь, которая на заре русской государственности содействовала строению гражданского порядка на Руси, укрепляла христианским назиданием правовые основы семьи, утверждала гражданскую правоспособность женщины, осуждала ростовщичество и рабовладение, воспитывала в людях чувство ответственности и долга, и своим законодательством нередко восполняла пробелы государственного закона. Это та самая Церковь, которая создала замечательные памятники, обогатившие русскую культуру и доныне являющиеся национальной гордостью нашего народа. Это та самая Церковь, которая в период удельного раздробления русской земли помогала объединению Руси в одно целое, отстаивая значение Москвы как единственного церковного и гражданского средоточия Русской земли. Это та самая Церковь, которая в тяжкие времена татарского ига умиротворяла ордынских ханов, ограждая русский народ от новых набегов и разорений. Это она, наша Церковь, укрепляла тогда дух народа верой в грядущее избавление, поддерживая в нем чувство национального достоинства и нравственной бодрости. Это она служила опорой русскому государству в борьбе против иноземных захватчиков в годы Смутного времени и в Отечественную войну 1812 года и она же оставалась вместе с народом во время последней мировой войны, всеми мерами способствуя нашей победе и утверждению мира. Словом, это та самая Православная Церковь, которая на протяжении веков служила, прежде всего, нравственному становлению нашего народа, а в прошлом и его государственному устройству… Правда, несмотря на все это, Церковь Христова, полагающая своей целью благо людей, от людей же и испытывает нападки и порицания. И, тем не менее, она выполняет свой долг, призывая людей к миру и любви. Кроме того, в таком положении Церкви есть много утешительного для верных ее членов, ибо что могут значить все усилия человеческого разума против христианства, если двухтысячелетняя история его говорит сама за себя, если все враждебные против него выпады предвидел Сам Христос и дал обетование непоколебимости Церкви, сказав, что и врата адовы не одолеют Церкви Его. Мы, христиане, знаем, как должны мы жить для служения людям и наша любовь к людям не может умалиться ни при каких обстоятельствах… На основании всего многовекового опыта наша Церковь может сказать: если все мы будем вносить в общую жизнь мира здравые мысли, чистые чувства, благие стремления и правые дела, то мы сделаем все, что необходимо для утверждения мира среди людей и народов».