Новости Благовещенской епархии

13 Мая 2015

9 мая, на площади Победы г. Белогорска, возле поклонного креста, установленного у здания православного прихода в честь Святой Троицы, настоятель иерей Виктор Король и благочинный Белогорского и Мазановского округа игумен Платон (Норматов) вместе с верующими вознесли благодарственные молитвы Господу Богу за дарование победы в Великой Отечественной войне и помянули усопших воинов.


ЖИВАЯ ВОДА ДЛЯ «БЕССМЕРТНОГО ПОЛКА»

Автор:  Дмитрий Лукьянов, помощник настоятеля прихода Святой Троицы

…Хоть до сих пор Тебе я не был другом,

Позволишь ли Ты мне войти, когда приду?

Но, кажется, я плачу…

Прощай, мой Бог, иду. И вряд ли уж вернусь.

Как странно, но теперь я смерти не боюсь.

(найдено в шинели русского солдата, погибшего

В Великой Отечественной войне)

Испокон веков на Руси с благоговейным трепетом относились к памяти защитников Отечества. Евангельское: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» глубоко запало в самую душу народа. Имена героев чтились, сказания об их ратных подвигах передавались из рода в род. А защитники, и рядовые, и военачальники, да и весь люд, готовясь отразить вражеский натиск, обращались к Богу, с верой по-детски простой и горячей. Только так, с явной помощью Божией, на протяжении всей истории, добывал российский народ свои священные Победы. Так захлебнулись опустошительные набеги восточных орд и завоевательные походы западных рыцарей, рассеялись полчища наполеоновских и гитлеровских войск. Прославленный в лике святых, благоверный князь Александр Ярославович (Невский) перед битвой на Неве испросил благословения у епископа Спиридона, помолился и причастился Святых Христовых Таин. Затем обратился к дружине со словами: «Братья! Не в силе Бог, а в правде!.. Не убоимся же множества ратных, яко с нами Бог!». Другой великий князь – Дмитрий Иванович (Донской), также прославленный в лике святых, бился с гордым Мамаем, напутствуемый благословением преподобного Сергия Радонежского. Милостью Божией земля наша никогда не оскудевала людьми великого духа, показывавшими образцы воинской доблести и христианского благочестия. Таковы Александр Васильевич Суворов, святой праведный адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков, Михаил Илларионович Кутузов и другие славные военачальники.

Такими же были и полководцы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Маршал Жуков своё первое образование получил в церковно-приходской школе, изучал Закон Божий и пел в церковном хоре. Как личность и воин он сложился ещё в царской армии, где удостоился Георгиевских крестов. По фронтам Жуков возил с собой Казанскую икону Божией Матери. После освобождения от фашистов Киева, «купели крещения» русского народа, Георгий Константинович просил духовенство отслужить Богу благодарственный молебен за победу. Знавшие Жукова, отмечали его высокую порядочность и человечность. Маршал Борис Михайлович Шапошников, занимавший в начале войны пост начальника Генерального штаба, также не скрывал своих религиозных убеждений. Всю войну, по свидетельству сына, он носил в нагрудном кармане образок Николая Угодника. По инициативе Шапошникова были возрождены традиции русской армии: возвращена форма с ношением погон, учреждены ордена великих русских полководцев и флотоводцев. Его преемником на посту стал маршал Александр Михайлович Василевский, сын священника, которому революция не позволила окончить семинарию. 19 сентября 1945 года по его инициативе состоялся торжественный молебен в кафедральном соборе города Харбин, только что освобождённого от японцев.

Иосиф Сталин, конечно, не мог не понимать значения Православной Церкви в истории России, особенно во времена лихолетий и вражеских нашествий. Зимой 1941 года немцы рвались к Москве, страна находилась на грани катастрофы. Эта беда всех сплотила и отрезвила. В такой переломный момент глава государства, официально объявивший накануне войны о проведении «безбожной пятилетки», решается на мужественный и мудрый шаг. Сталин вызывает к себе митрополита Сергия и внимательно его выслушав, обещает исполнить всё, что требуется. Вскоре в закрытых прежде храмах и монастырях возобновляются службы, священники открыто молятся о победе над грозным врагом. Сравнительно недавно в открытом доступе появились документальные материалы, проливающие свет на удивительные факты периода Великой Отечественной войны. Подлинные воспоминания фронтовиков, служивших в разных званиях, свидетельствуют о многочисленных случаях помощи Божией в самые тяжёлые моменты боёв. Вот один из них. Город-крепость Кёнигсберг (Калининград) во время войны был окружён немцами тремя линиями укреплений. Рассказ о знаменитом штурме Кёнигсберга составлен из свидетельств двух участников тех событий. Один из них был офицером, другой – рядовым.

Солдат: «Стояла задача овладеть городом и уничтожить группировку противника. На Благовещение, 7 апреля, ждали боя…»

Офицер: «…Немцы были ещё сильны. Вдруг приехал командующий фронтом, офицеры, с ними – священники с иконой. Многие стали шутить: «Вот попов привезли, сейчас они нам помогут». Командующий быстро пресёк шутки и приказал всем построиться…»

Солдат: «…Видим, вдоль линии фронта движется Крестный ход – впереди православные священники несут Казанскую икону Богоматери, за ними – люди с иконами, крестами и хоругвями в руках. Это было так неожиданно!..»

Офицер: «…Священники отслужили молебен, и пошли – с иконой – к передовой. Мы недоумевали: их же всех перебьют! От немцев была такая стрельба! Но они спокойно шли в огонь. Внезапно стрельба прекратилась с немецкой стороны по всему фронту…»

Солдат: «…Это было невероятно! Никто не стреляет, ясно различимы слова молитв, песнопений. Фашисты вдруг в страшном смятении побросали оружие и с криком «Мадонна!» побежали прочь. Орудия их тоже замолкли. С громовым «Ур-р-ра!» мы бросились за ними…»

Офицер: «…Был дан сигнал, и наши войска начали штурм города. Немцы сдавались тысячами! Как потом рассказывали пленные, «перед самым штурмом русских в небе появилась Мадонна», которая была видна всей немецкой армии, и абсолютно у всех отказало оружие. Мы легко сломили сопротивление врага и взяли город, который до этого был неприступен, и мы несли большие потери! Увидев явление Божией Матери, немцы в страхе падали на колени, они поняли – Кто помогает русским».

Один из этих свидетелей-рассказчиков – солдат, которого звали Василий Григорьевич Казанин, после войны поступил в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь и принял монашеский постриг с именем Иринарх.

Согласно православному вероучению смерть – это не растворение человеческой личности в небытии: «Бог не есть Бог мёртвых, но живых». Усопший – значит уснувший. Тленное тело предаётся земле, а бессмертная душа, себя сознающая и хранящая память о прожитой жизни, возносится на поклонение Богу. Наступает момент истины: у престола Божия возвещается определение о месте пребывания души до всеобщего воскресения из мёртвых и окончательного Суда над всем человечеством – в преддверии Царства Небесного или вечной муки. Сам же человек, перешагнувший за порог земного бытия, принести покаяния в грехах уже не может. Его надежды – на молитвенную помощь ныне живущих. И, здесь, усердные молитвы Православной Церкви и близких людей, милостыня за усопшего послужат спасению его души.

Эти молитвы станут той живой водой, которой жаждет «Бессмертный полк» наших героев – водой, которая уврачует неисцельное, убелит тёмное. Вместе с тем, необходимо воздать славу Тому, чьим благим промышлением Россия избавлена от страшного порабощения и гибели. 9 мая Русская Православная Церковь возносит благодарственные молитвы Господу Богу за дарование победы в Великой Отечественной войне и совершает поминовение усопших воинов. По окончании городского Парада Победы, в Приходе в честь Святой Живоначальной Троицы будет отслужен благодарственный молебен и панихида. Каждый из нас имеет возможность подать записку с именами своих близких и помолиться о даровании им спасения в месте светлом, в месте покойном – в Отечестве Небесном.