Новости Брянской митрополии

Проповедь архиепископа Даниила (Троицкого) «Народ русский - вот тот светоч, который должен освещать и согревать страдающий мир»

17 Марта 2022

17 марта – день блаженной кончины брянского архиепископа Даниила (Троицкого). Он возглавлял Брянскую кафедру с 1931-го по 1934-е годы. Владыка запомнился своим современникам как вдохновенный преподаватель и проповедник, который непримиримо боролся с обновленчеством. Архиепископ Даниил спас от поругания мощи преподобного и благоверного князя Олега Брянского и всей своей жизнью старался принести пользу Святой Церкви, сохраняя верность Богу в заключениях и ссылках.

Отдел агиологии Брянской епархии продолжает изучение неизвестных страниц жития архиепископа Даниила с тем, чтобы причислить его к лику святых новомучеников и исповедников Брянских. В ходе исследовательской работы в материалах архивно-следственного дела 1922 года № 3871-П (архив УФСБ РФ по Орловской области) была найдена рукопись проповеди архиепископа Даниила (Троицкого). Она написана почерком Владыки и по стилю соответствует его ранним проповедям. Мудрое слово архипастыря как никогда актуально в наши дни. Проповедь публикуется впервые.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Той бо (Христос) есть мир наш (Еф. 2, 14).

Возлюбленные братие, в нынешнюю годину бедствий, когда, кажется, нет ни одного уголка так называемого культурного мира, где бы не было стонов и раздоров, наиболее уместно спросить, в чем выражается тот мир, который принес по Апостолу Павлу на Землю Господь наш Иисус Христос, где та христианская закваска, которая должна преобразовать весь мир на началах евангельской любви и истины, убить зло распрей и ненависти человеческой в самом их корне. Прошло девятнадцать веков с тех пор, как были возвещены миру Божественные заветы, а мир все тот же – та же вражда, то же непонимание духа Христова.

Однако, православные слушатели, среди этой почти непроглядной тьмы христианского невежества, среди этого царства сатанина пробивается ясный луч апостольской истины: «Той бо (Христос) есть мир наш».

Какой великой радостью наполняет сердце человеческое это небольшое по форме выражение святого Апостола Павла! Сам Господь, исполненный Божественной любви и правды, сошел с Небес, чтобы примирить еллина с иудеем, раба и свободного во едином уповании Христовом, чтобы, уничтожив на Кресте Божественную клятву за наши согрешения, научить людей смотреть друг на друга, как на равно-возлюбленных детей Единого Отца Небесного.

И ты, дорогой брат, измучен своей и житейской правдой, если в твоей душе вместо покоя и мира растет смятение и отчаяние, то эта истина, возвещенная святым Павлом, укажет тебе причину твоих страданий: ты далек от Христа, она укажет тебе, что нет мира вне Его Божественной ограды, что только под Его благодатным крылом можно получить утешение. «Приидите ко Мне, вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Матф. 11, 28), взывает Он к нам, любвеобильно раскрывая Свои объятия, и, если мы послушаем сего гласа, то из наших уст вместе с святым Апостолом Павлом, вырвется восклицание: «Той бо есть мир наш»; и волны людской злобы будут разбиваться о твердую скалу того Царствия Божия, которое, находясь внутри нас, по слову Апостола Павла есть «правда, мир и радость о Дусе Святе» (Рим. 14,17).

Восприяв же в свое сердце искру Божественной любви, мы будем воспалять ею темное царство мирское; своим духовным миром будем заражать приходящих с нами в соприкосновение, иначе сказать, будем миротворцами.

Однако сколь немногие христиане понимают эту истину, сколь немногие признают идею братства и единения во Христе, как единый состав единого тела Кафолической, всемирной Церкви. Только христианское сознание приводит нас к этой истине: ни Будда, ни тем более Магомет со своей заповедью о распространении ислама огнем и мечем, не могли создать столь высокие идеалы; Основатель всемирного братства – Христос, а носительница его – Православная Церковь. Не католичеству или протестантству принадлежит эта идея: в первом убило братство желание преобладания над миром, стремление во что бы то ни стало стать выше своих братий; во втором полная религиозная анархия, которая привела к философии Нитше, пред которым преклонилась вся Германия, и плоды которого можем наблюдать в нынешнее время. Не им, православные слушатели, вручена от Господа сия миссия; только Православие всегда неуклонно стремилось к осуществлению этого идеала, за каждой церковной службой, возгласом: «о мире всего мира, благосостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех, Господу помолимся», призывая всех верных чад своих помолиться Христовой молитвой «да вси едино будут». Народ русский - вот тот светоч, который должен освещать и согревать страдающий мир, вот тот народ, который с самой колыбели всосал в себя идеи братства, любви и миротворчества, тот народ, который поистине заслужил название народа Богоносца. И Россия, не взирая на свои интересы, неуклонно следовала своему призванию: помогала слабому, противилась гордому, старалась восстановить нарушенный мир, за что, наверное, и получит от Господа венец правды и название народа, возлюбленного Богом, название Сына Божия: «Блажени миротворцы, яки тии сынове Божии нарекутся». И скажем мы тогда, глядя на торжествующую Россию: «Той бо (Христос) есть мир наш».

Однако, возлюбленные братие, нам не следует обольщать себя идеями всеобщего, вечного мира; не следует унывать при виде людских нестроений, развития эгоизма, ненависти, оскудения люби и прочая: все это заранее предвидено Божественным взором Господа нашего Иисуса Христа, Который учил, что в последние времена восстанет брат на брата, будут бесконечные войны и настолько иссякнет вера и любовь, что, когда приидет Сын Человеческий, «найдет ли Он веру на земли». Мечтания утопистов неминуемо будут разбиваться о людское беззаконие и несовершенство: зло не уничтожается, а прогрессирует. Все стремления социалистов, желающих устроить на земле Царствие Божие без Христа, сводятся к нулю. Пускай строятся дворцы мира, пускай собираются конференции с целью уничтожения войны, этого мирового несчастия, найдется какой-нибудь кайзер Вильгельм, который напомнит миру времена первобытных кочевников.

Не унывать нам следует, а в посте и молитве взывать: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» и духом уст Своих порази нечестивых и устрой мир наш.

Но, православные слушатели, да не покажется, что нам тогда нечего и трудиться на поприще миротворчества, что мы можем спокойно сложить оружие и в безмолвии созерцать происходящее нечестие. Нет, не безмолвными зрителями мы должны быть, а добрыми воинами Христовыми, до последнего конца борющимися с врагом; на нас лежит великая миссия светить миру евангельским огнем, который до конца веков не потухнет по слову Писания: «И свет во тьме светится, и тьма его не объят» (Ин. 1, 5). Мы должны быть той Церковью, над которой даже сами врата адовы не имею силы, должны блюсти, по заповеди Спасителя, единение и любовь между собою, так как «о сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою» (Ин. 13, 35). Будем, возлюбленные братие, почаще с Православною Церковью возносить молитвы о мире Тому, Кто Сам есть основание мира, Кто Сам в конце Своей спасительной миссии молился Отцу: «да вси едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в нас едино будут».

Будем усердно взывать: «о мире всего мира и соединении всех».

Аминь.