Новости Донской митрополии

Источник информации: Донская митрополия
27 Января 2017

26 января 2017 года Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации, Председатель Организационного комитета Международных Рождественских образовательных чтений выступил с докладом на круглом столе «Духовно-нравственное воспитание в системе образования: состояние, проблемы, перспективы» в рамках V Рождественских Парламентских встреч XXV Международных Рождественских образовательных чтений.

В своем выступлении митрополит Меркурий отметил, что тема круглого стола предполагает серьезный обстоятельный разговор не только о преподавании религиозных культур, а о стратегии развития отечественной школы в целом. «Думаю, здесь, в этой аудитории не нужно объяснять, почему знакомство с традиционными религиями в общеобразовательной школе — это не анахронизм, не пережиток в развитии школы, общего образования детей, а естественная, неотъемлемая часть воспитания и обучения», — сказал он.

«Приобщение детей к традиционной духовной культуре, нравственным ценностям народа имеет глубокие исторические традиции, свои педагогические нормы и правила; и в школе это образование не менее значимо, чем обучение по другим основным учебным предметам», — добавил иерарх.

Опираясь на статистические данные, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации отметил рост процента выбора Основ православной культуры как по России в целом (36,9%), так и практически в каждом федеральном округе. Однако, по его словам, в ряде регионов продолжает сохраняться низкий выбор курса православной культуры. Это, в первую очередь, ряд регионов Юга России и Северного Кавказа, а также Приволжский федеральный округ и Республика Татарстан, где уже пятый год не удается преодолеть фактический запрет местных властей на изучение религиозных культур по выбору в школе.

Одной из главных проблем при реализации преподавания курса Основ православной культуры, как отметил митрополит Меркурий, является сохранение фактически экспериментального характера преподавания религиозных культур. «Напомню, что сегодня это только одни четвертые классы, это один урок в неделю, в общей сложности 34 учебных часа. Неадекватность временных затрат и воспитательных задач, полагаю, очевидна. Но что еще более дискредитирует практику религиозного образования в светской школе — не по нашей вине! — так это закономерное отсутствие в таких условиях хорошо подготовленных педагогов, в частности учителей православной культуры», — добавил он.

Его Высокопреосвященство считает, что все это является следствием сохранения уже указанного экспериментального формата преподавания на один учебный год, неразработанности содержания предметов по религиозным культурам и светской этике по другим классам, для основной и старшей школы. «Как будто все религиозные и мировоззренческие вопросы заканчиваются в младшей школе, и дальше мы имеем дело уже с духовно зрелыми личностями, не нуждающимися в нашей помощи и нравственной поддержке!» — отметил митрополит Меркурий.

Еще одной проблемой председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации назвал некомпетентные высказывания, а часто и умышленно искаженную информацию в СМИ и заказные антицерковные провокации по преподаванию курса Основ православной культуры.

Переходя от проблем к их решению, митрополит Меркурий отметил, что концепция перехода, с выходом за 3–4 года на преподавание со 2-х по 10-е классы и с адекватной учебной нагрузкой была разработана еще в 2012 году после завершения эксперимента по его положительным итогам. Он добавил, что к реализации этого плана нужно приступить как можно быстрее. Как сказал Святейший Патриарх Кирилл еще два года назад, оставлять преподавание православной культуры только в 4-х классах значило бы «свести на нет все усилия, предпринятые в последние годы Церковью, государством и обществом по духовно-нравственному воспитанию школьников».

«Важно, чтобы на нашем мероприятии был выражен адекватный ответ предвзятым и некомпетентным высказываниям в СМИ, направленным на дискредитацию возрождения религиозно-нравственного образования в российской школе, дезориентацию общественного мнения, возбуждение неприязни к православным христианам, Церкви по этому вопросу», — подчеркнул митрополит Меркурий.

Он выразил уверенность в том, что работа круглого стола и в целом Парламентских Рождественских встреч будет способствовать решению главной задачи, которая сегодня нас объединяет, — развитию условий для духовно-нравственного воспитания детей в системе образования, в школе.

На круглом столе также выступили с докладами председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке Вячеслав Никонов, начальник отдела Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Светлана Ермакова, ректор Санкт-Петербургской духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий, архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт, первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации Дамир Мухетдинов, академик-секретарь Отделения историко-филологических наук РАН, директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования Татьяна Волосовец, научный руководитель Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков, министр образования Нижегородской области Сергей Наумов, начальник Экспертно-правового управления Аппарата уполномоченного по правам человека Российской Федерации Светлана Сабаева, представители депутатского корпуса, педагоги и другие экперты.

По итогом состоявшейся дискуссии будут сформулированы рекомендации федеральным и региональным законодательным и исполнительным органам власти, Российской академии наук и Российской академии образования, общественным организациям и институтам гражданского общества.

Завершая работу круглого стола Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации выразил благодарность председателю Государственной Думы Вячеславу Володину, руководителю комитета нижней палаты парламента по образованию и науке Вячеславу Никонову, сотрудникам аппарата Госдумы и ее комитетов за высокий уровень подготовки и проведения Рождественских парламентских встреч и профильного круглого стола по вопросам духовно-нравственного воспитание в системе образования. Подводя итог состоявшегося обсуждения, митрополит Меркурий высоко оценил уровень состоявшейся дискуссии, отметив, что ее участники «научились друг друга слышать, а главное — быть заинтересованными в успехе друг друга».

Православное образование