Новости Донской митрополии

Источник информации: Донская митрополия
Адрес новости: http://www.rostoveparhia.ru/
22 Марта 2017

Размышляяо том, нужно ли мне пытаться говорить о сложной теме нашего кукольного театра, много раз останавливался, потому что точно знаю, что сегодня слово священника вызывает в отдельных группах людей заведомое раздражение и даже неприятие. Решение все же написать свои мысли об объекте, ставшем причиной многих споров в обществе и СМИ, продиктовано моим прошлым, которое прошло в Ростове. В начале 80-х мама водила меня неоднократно в кукольный театр (впоследствии я узнал, что маму крестили именно в греческой церкви, где потом организовали театр).

Походы в кукольный театр для меня, как, впрочем, и для каждого ребенка – праздничное событие. Это встреча с любимыми персонажами, первые настоящие переживания и опыт восприятия своего первого, хоть и детского, но театра. Сегодня мои ровесники, с которыми, возможно, бывали вместе на спектаклях в те далекие советские годы, приходят со своими детьми, а некоторые – с внуками, наверное, они рассказывая им о том, что в свое время были такими же маленькими зрителями. От этого возникает ощущение некой преемственности: такие же чувства присутствуют при посещении цирка, поход в который был не менее долгожданным.

Соглашусь с представителями нашей общественности, которые хотят донести до всех и каждого, что для ребенка театр – это одна из форм эффективного воспитания, и, подтверждая правоту данного суждения, обращусь к словам людей, которые оставили заметный след в истории нашего Отечества.

Митрополит Трифон (Туркестанов), умер в 1934 году, выдающийся иерарх Русской Православной Церкви, аристократ по происхождению, выпускник лучшей в Москве гимназии Поливанова, прославившийся как Московский Златоуст, был знаком со многими деятелями русской культуры. Одну из них владыка хорошо знал – великую актрису М. Ермолову. Когда она скончалась, митрополит на отпевании произнес слово, содержащее воспоминание о встречах с актрисой и впечатлениях от ее игры, пережитых им в юности: «Всего ярче и глубже она выразила себя в роли Жанны Д'Арк. В этой роли Орлеанской девы весь пафос ее гения. Я счастлив, что видел ее в этой роли (это было последнее посещение театра перед поступлением в монастырь), и помню, что вернулся после спектакля домой с такими чувствами: страдания необходимы в жизни, без них жизнь была бы пуста, пошла и ничтожна…».

А Дмитрий Лихачев в своей книге «Мысли о жизни. Письма о добром», повествуя о лагерном периоде своей жизни, утверждает, что театр давал истощенным людям физически и морально второе дыхание. «Заключенные, покрытые вшами, смотрели „Детей Ванюшина“ в Солтеатре и заливались слезами, забывая о том, что они сами пережили и что творилось за стенами театра. Вот почему придуманный для «туфты» Соловецкий театр играл такую большую утешающую роль на Соловках».

Возвращаясь к театру кукол, считаю справедливым сказать об основателе классического русского кукольного театра гениальном Сергее Образцове. Во многих своих интервью он говорил о воспоминании ребенка. Благодаря сказке, дети познают мир. Сказка способна воспитывать в детях нравственные ориентиры: дружбу, доброту, любовь, смелость, честность и справедливость. А вот в нашем случае ЧЕСТНОСЬ и СПРАВЕДЛИВОСТЬ не совсем честная не очень справедливая. Если у меня появятся внуки, при всем желании трудно будет водить их в старое здание театра. Трудно, потому что не знаю, как объяснить им, что там, где мы смотрели спектакль о правде и справедливости, на этом месте стоит храм, куда ходили молиться наши предки и куда они приносили свои чаяния, радости и боли, там, где была крещена их прабабушка.

Спустя 40 лет мне снова пришлось посетить этот театр, там состоялась встреча Главы Донской митрополии с директором театра. Владыка сказал, на мой взгляд, основополагающие слова: «В театре, где был храм, нельзя научить ребенка подлинному добру, любви к ближнему и уважению к самому себе». Директор на эти слова ничего не возразил. Думаю, что многие люди, которые неистово отстаивают старое здание театра, давно там просто не были. Но сейчас я не о том, что Церкви нужно срочно все передать, и пишу я не по должности и званию. Я ростовчанин, который вырос в этом городе. Почти с каждым зданием, парком, улицей у меня своя история и свои воспоминания. Уверен, что у каждого жителя Ростова те же переживания и чувства. И Ростов мне не безразличен.

Но если есть возможность сделать театр более современным, отвечающим всем стандартам, почему не воспользоваться этим? Ведь если бы Образцов не принял решения переехать в новое оборудованное здание, то многие москвичи продолжали бы ходить в старый театр.

Ведь человеку не должно быть свойственно созидать успешную творческую жизнь в местах, которые являются сакральными для многих. Приведу два примера из жизни. В подростковом возрасте, бывая в районе Дворца спорта, мы находили кости и черепа. Просто там раньше было место упокоения ростовчан, а на кладбище находилась Всехсвятская церковь, впоследствии уничтоженная. Несколько поколений мальчиков и девочек ходили через разоренное кладбище во Дворец спорта, где проходили новогодние представления, концерты, спектакли, протекала культурная жизнь города.

Или вот еще… Будучи непосредственным участником строительства Покровского храма в Кировском сквере, стал свидетелем следующего события. Когда памятник Сергея Кирова переносили на ул. Пушкинскую, то обнаружили, что фундаментом для монумента послужила масса старинных еврейских надгробий, по всей видимости взятых из разоренного кладбища. К сожалению, не могу вспомнить, чтобы городские активисты были озабочены или возмущены подобным вандализмом. Складывается впечатление, что существуют двойные стандарты, когда мы касаемся подобных печальных фактов нашей истории. Историю нашего прошлого нельзя изучать, стоя на гробницах из разоренных кладбищ. Воспитывать подрастающее поколение нельзя на месте разрушенных культовых зданий.

Очень надеюсь, что наши будущие граждане, сегодняшние дети, будут учиться правде и справедливости не в разрушенных храмах, а в настоящих театрах.

Хочу закончить словами великой женщины, мадонны блокадного Ленинграда, Ольги Берггольц: «Забвение истории своей Родины, страданий своей Родины, своих лучших болей и радостей, связанных с ней испытаний души – тягчайший грех».

Руководитель информационного отдела Ростовской епархии

протоиерей Даниил Азизов