Новости Донской митрополии

Источник информации: Донская митрополия
Адрес новости: http://www.rostoveparhia.ru/
14 Сентября 2017

11 сентября 2017 года, по благословению Главы Донской митрополии митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, руководитель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Валерий Волощук принял участие в открытии IV Всероссийской научно?теологической конференции «Бигиевские чтения» «Ислам в межконфессиональном диалоге на Юге России – исторический опыт и современность».

На конференции присутствовали представители религиозных организаций, ведущие ученые научно-исследовательских и образовательных организаций, представители органов власти и общественных организаций различных регионов России.

Протоиерей Валерий Волощук передал участникам Бигиевских чтений приветствие от Главы Донской митрополии митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия и обратился к присутствующим со следующими словами:

«Касаясь темы чтений, хотел отметить, что последователи православного христианства и ислама живут на наших землях в мире и согласии многие столетия. Мудрость духовных лидеров позволяла и позволяет людям хранить свою веру и исконные традиции. У нас не было религиозных войн — напротив, соработничество верующих традиционных религий всегда останавливало рост напряженности. Религиозные деятели нередко были единственными, кто мог реально помочь уврачеванию межнациональных конфликтов.

Мусульмане Дона объединены под эгидой духовного лидера мусульман России шейх-уль-ислама Талгата Таджуддина, ревнителя межрелигиозного диалога и кавалера ряда орденов Русской Православной Церкви. Этот положительный факт обуславливает крепкий межрелигиозный мир на нашей земле, который мы всеми силами будем сохранять и поддерживать.

События последних недель при всем их искушении дополнительно укрепили исламо-христианский мир в нашей стране. Мы благодарны тем мусульманам, которые поддержали нас в деле осуждения оскорбительных для православных христиан фильмов и псевдонаучных диссертаций. Сегодня мы с мусульманами имеем много общих задач, главной из которых видится искоренение человеконенавистнической ваххабитской идеологии, жертвами которой стали почти сто мусульманских и православных духовных лидеров.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорит об исламе, акцентируя внимание на миролюбивом характере этой религии: «Когда мы говорим об исламе, то нужно ясно определить, о каком исламе мы говорим. Если речь идет о фундаментализме, т.е. о радикально настроенных исламских лидерах, боевиках, в конце концов, то здесь ответ однозначный: такого рода фундаментализм несет в себе смерть и истребление других, порабощение, навязывание своего образа жизни. ЭТО — НЕ ИСЛАМ, это — жестокая политика, которая оправдывает свои действия ссылками на ислам». Обращает внимание Святейший Патриарх Кирилл и на общее родство: и христиане, и мусульмане считают отцом всех верующих Авраама.

Его Святейшество солидарен с мусульманским духовенством в том, что экстремисты, совершающие свои злодеяния и прикрывающиеся при этом исламом, очерняют данную религию в глазах мира. На встрече с председателем Духовного управления мусульман Татарстана Камилем Самигуллиным, Первосвятитель заявил, что «проявления терроризма — это попытка демонизировать ислам в глазах всего мира». Он считает, что «огромная задача мусульманского духовенства — противостоять этому, в первую очередь, во имя будущего ислама». Думается, здесь нечего добавить, кроме, разве что, предложения сотрудничать в деле противодействия терроризму и экстремизму. Ведь терроризм можно победить только совместными усилиями, не давая «людям втягивать себя в эту страшную пропаганду, которая приводит к тому, что человек предает свою веру».

Хотел бы обратить внимание на то, что наши религии во многом сходятся в отношении к навязываемой сегодня со стороны Запада идеи верховенства прав человека, абсолютизации ценности прав человека. В правовой культуре православных народов никогда не абсолютизировались личные права и интересы в «отрыве» от интересов Церкви, общества, народа, государства. Не было и доминирования личного блага в ущерб благу общему. Напротив, всегда доминировала идея служения человека Богу, Церкви, своей семье, своему народу. Именно благодаря такой иерархии ценностей наши народы неоднократно побеждали врагов Отечества. Не стоит забывать и то обстоятельство, что сегодня идея прав и свобод человека и гражданина используется для оправдания греха (например, греха аборта, эвтаназии, непочтения к родителям, самоволия, сексуальных извращений).

Не могу здесь опять не привести слова Святейшего Патриарха Кирилла: «Мы сегодня говорим о глобальной ереси человекопоклонничества, нового идолопоклонства, исторгающего Бога из человеческой жизни. И ничего подобного в глобальном масштабе никогда не было». Не случайно Патриарх назвал необходимым укрепление связей с мусульманским миром, а также иными конфессиональными сообществами, отстаивающими идеалы нравственности, данной нам Богом. Для России, государство — и культурообразующий русский народ, который всю свою историю был особо чувствителен к религиозно-нравственным идеалам. Внезапно возникла острая необходимость защиты народной нравственности, национальных идеалов и святынь от разъедающей нацию ржавчины либеральной вседозволенности, что можно добиться только в единстве со всеми этноконфессиональными группами, имеющими веру в Бога и разделяющими общие традиционные ценности: боголюбие, милосердие, сострадание, любовь к Отечеству, к семье.

Несколько слов хотелось бы сказать о роли единства нашей Церкви и мусульман России в деле обеспечения прав верующих в сфере образования. Духовный лидер нашего региона Высокопреосвященнейший владыка Меркурий, несущий высокое и ответственное служение в области церковного образования и катехизации во всей Русской Православной Церкви, неоднократно в своих выступлениях говорил о схожести позиций по многим вопросам во время разработки общероссийского модуля «Основы религиозных культур и светской этики» с представителями ислама и традиционных конфессий, чего не скажешь о сторонниках секулярного мировоззрения. Хотелось бы подчеркнуть нашу единую позицию по поводу изучения основ православной культуры в тех регионах, где большинство населения — православные, что должно происходить в большем объеме, так же, как изучение основ исламской культуры в регионах России, где большинство — мусульмане. Пока что предметы блока «Основы религиозных культур и светской этики» изучаются весьма поверхностно, а нам видится, что он должен иметь больший объем. Обращает на себя внимание опыт Чечни, Ингушетии, Дагестана, где весьма серьезно относятся к религиозному аспекту образования, в том числе и высшего.

В завершении стоит сказать несколько слов и об отношении донских казаков к мусульманам. Следует отметить, что конфликты между населением Азова до его взятия казаками не носили характера религиозного противостояния, а скорее геополитического. После включения нижнего Дона в состав России межконфессиональные отношения в крае обрели относительную устойчивость. Основную массу донских мусульман составляли татары, которые на протяжении длительного времени являлись олицетворением ислама в области Войска Донского. В этот период в рамках казачества происходит формирование уникальной группы донских татар, которые входили в состав Войска Донского, но при этом оставались мусульманами. В старой столице донского казачества Черкасске одна из станиц именовалась Татарской. Она была населена казаками-мусульманами, имела мечеть и самоуправление по казачьему образцу. Ряды донских казаков-мусульман значительно пополнились после переселения в 1783 году на территорию Войска Донского части ногайцев. Донские татары наравне с другими казаками участвовали в войнах России и долго хранили свою веру и самобытность, несмотря на усвоение многих черт казачьей культуры. Данный факт еще раз подчеркивает традиции уважения к мусульманам и иным конфессиям со стороны жителей православного Донского края!»

Организаторами конференции выступили Духовное управление мусульман РФ, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (Институт стран Азии и Африки), Московский исламский институт, Духовное управление Ростовской области при участии Казанского (Приволжского) федерального университета, Донского государственного технического университета, Южного федерального университета и Фонда поддержки образования, науки и культуры.

Работа конференции прошла по двум секциям: «Ислам в межконфессиональном диалоге на юге России – история вопроса» и «Мусульманская умма юга России – проблемы и решения».

В частности, в работе конференции также приняли участие: А. Ю. Хабутдинов, профессор Института международных отношений, истории и востоковедения Казанского федерального университета, профессор Казанского филиала Российского государственного университета правосудия; С.М. Саядов, исполнительный директор Ростовской региональной общественной организации «Нахичеванская?на?Дону армянская община», Г.Р. Ломакина, проректор ЮФУ по методической работе, М.С. Хусяинов, полномочный представитель Председателя Духовного управления мусульман РФ в ЮФО и другие.