Новости Екатеринбургской митрополии

5 Февраля 2015

Екатеринбург, 05 февраля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Святая блаженная Ксения Петербургская – пример полного самоотречения в служении людям. Ее жизненная история, как и истории многих святых, полна испытаний и лишений. Их заступничество пред Господом столь велико, что до сих пор к их помощи прибегают нуждающиеся в решении семейных проблем и прочих житейских нуждах.

Ксения Григорьевна родилась в первой половине XVIII века от благочестивых и благородных родителей, по достижении совершеннолетия сочеталась браком с придворным певчим, полковником Андреем Феодоровичем Петровым и жила с супругом в Санкт-Петербурге. Но не долго: Андрей Феодорович скончался, оставив Ксению Григорьевну вдовою на двадцать шестом году ее жизни.

Этот неожиданный удар так сильно поразил молодую вдову, что она сразу будто забыла все земное, человеческое, все радости и утехи, и вследствие этого многим казалась как бы сумасшедшей, лишившейся рассудка. Так на нее стали смотреть даже ее родные и знакомые, особенно после того, как Ксения раздала решительно все свое имущество бедным, а дом подарила своей хорошей знакомой - Параскеве Антоновой.

Ксения избрала для себя тяжелый путь юродства Христа ради. Облачившись в костюм мужа, надев на себя его белье, кафтан, камзол, она стала всех уверять, что Андрей Феодорович вовсе не умирал, а умерла его супруга Ксения Григорьевна. И потом уже никогда не откликалась, если ее называли Ксенией Григорьевной, но всегда охотно отзывалась, если ее называли Андреем Феодоровичем.

Большей частью она днями бродила по Петербургской стороне, по преимуществу в районе прихода церкви святого Апостола Матфея, где в то время жили в маленьких деревянных домах небогатые люди. Где она проводила ночи, долгое время оставалось неизвестным. Местная полиция решила разузнать, где проводит ночи эта странная женщина и чем занимается. Оказалось, Ксения, несмотря ни на какое время года и погоду, уходила на ночь в поле и здесь в коленопреклоненной молитве простаивала до самого рассвета, попеременно делая земные поклоны на все четыре стороны.

Ксения всю свою жизнь проходила в красной кофточке и зеленой юбке, или наоборот — зеленой кофточке и красной юбке. Очевидно, это были цвета военного обмундирования ее мужа. Милостыню она не принимала, а брала лишь от добрых людей «царя на коне» (копейки с изображением всадника) и тотчас же отдавала его таким же беднякам, как и она сама.

Бродя целыми днями по грязным, немощеным улицам Петербурга, Ксения изредка заходила к своим знакомым, обедала у них, беседовала, а затем снова отправлялась странствовать.

Она помогала в строительстве церквей. Так, однажды рабочие, производившие постройку новой каменной церкви на Смоленском кладбище, стали замечать, что ночью кто-то натаскивает на верх строящейся церкви целые горы кирпича. Они долго дивились этому факту и, наконец, решили разузнать, кто бы это мог быть. Оказалось, неутомимым работником была раба Божия блаженная Ксения.

За ее великие подвиги и терпение Господь еще при жизни прославил свою избранницу – сподобил дара прозрения будущего. Она предрекла кончину императрицы Елизаветы Петровны и Иоанна Антоновича. Купчихе Крапивниной предсказала кончину («Зелена крапива, но скоро увянет»), а одной бедной девице — замужество.

Милость Божия так осеняла Ксению, что те, к кому она заходила или у кого вкушала пищу, были счастливы и успешны в делах. И торговцы, и извозчики, все старались ей чем-нибудь услужить; особенное благополучие посещало тех, кому сама блаженная Ксения давала что-либо.

Она почила сном праведницы на 71-ом году земной жизни. Тело ее было погребено на Смоленском кладбище, а затем на ее могилке начало совершаться много знамений милости Божией. По совершении панихиды над ее могилкой страждущие получали исцеления, в семьях водворялся нарушенный мир, нуждающиеся получали необходимое. Со временем над могилкой блаженной Ксении построили часовню, куда со своими просьбами к святой стекались ее многочисленные почитатели. После революции часовню закрывали, но безрезультатно: народ чтит память о блаженной и верит в ее молитвенное предстательство пред престолом Божиим по сей день.