Новости Екатеринбургской митрополии

25 Августа 2015

Екатеринбург, 25 августа, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В истории восстанавливаемого в Екатеринбурге Успенского собора (на ВИЗе) произошло замечательное событие – в архиве найден блокнот последнего его настоятеля протоиерея Феликса Козельского.

Исторические свидетельства, документы, по которым сегодня собирается облик великолепного храма на ВИЗе, имелись и в самом начале процесса его восстановления. Но поиск любой информации, связанной с Успенским собором и поселком Верх-Исетского завода, продолжается. Историк Ольга Братенши (заместитель старосты по восстановлению и реставрации Успенского собора на ВИЗе) рассказала о большой работе, которая проводится с архивными фондами и музейной документацией, и не только в Екатеринбурге и городах горнозаводского Урала, но и в исторических архивах Санкт-Петербурга и Москвы.

Недавно при изучении в Государственном архиве административных органов Свердловской области (ГААОСО) следственного дела последнего настоятеля Успенского Собора протоиерея Феликса Козельского, арестованного и осужденного в 1930-ом году сразу после закрытия храма, был обнаружен его личный блокнот с конспектами проповедей. Эти слова были написаны в смутное и страшное время и произнесены отцом Феликсом перед народом. Его судьба, как и судьбы многих священнослужителей, трагична: пройдя концлагеря и все тяготы с этим связанные, он не оставил своего служения и за это был убит безбожной властью. Но в словах, написанных когда-то химическим карандашом на листках блокнота в клетку размером 17х10 см, осталась живая память - о верном и самоотверженном служении о. Феликса Богу и людям.

Выдержка из блокнота настоятеля Успенского Собора прот. Феликса Козельского:

Конспектъ. Проповеди на день Казанской иконы Богоматери. 22 октября 1926 года.

Сегодня Св. Церковь наша празднует в честь Казанской иконы Богоматери. Много было в седой истории Руси тяжких годин. Много перенесла Она бед от различных своих врагов – татар, литвы, шведов, поляков и французов. Бывали даже такие минуты, когда казалось, что пришел конец Земле Русской. Но, - всегда, как говорится, из пепла вставала Св. Русь.

В наиболее тяжелые минуты своей жизни русский верующий народ неизменно прибегал к «Заступнице усердной», всегдашней Покровительнице Св. Руси, - прибегал всегда с крепкою верою в мощное заступление Богоматери, а она неизменно простирала свой Божественный Покров над погибающей (страной) нашей родиной.

Народ русский крепко верил в это неизменное попечение Богоматери о русской земле и даже – в своей простодушной вере – назвал ее «матерью русского Края».

Крепко и тепло веря, православный русский народ «по всему лицу земли родной» раскинул множество храмов в честь Пресвятой Богородицы. И русская «Заступница усердная» никогда, как мы знаем из истории родного края, - не посрамляла этой живой народной веры в Нее и неизменно простирала Свой Божественный покров над Русью в тяжелые минуты ея бытия.

Нет возможности исчислить всех благодеяний, какия оказаны Богоматерью нашему многострадальному отечеству. Можно только одно сказать, что Она «всегда» нам помогала, как только мы обращались к ней с этим до глубины души умильным и вместе простым и глубоким воплем: «Заступница Усердная, Покрой нас честным Твоим Покровом»!

Сегодня, как я уже сказал в начале, вспоминается церковью чудесная помощь, явленная через Казанскую икону Богоматери нашему Русскому царству; именно освобождение его от врагов и сохранение его целости и самостоятельности. Была поистине тяжелая пора, - «Смутное время» на Руси, когда пресекся в ней царственный род Рюрика; когда поляки, овладев большею половиною нашего отечества, вторглись в самое сердце России, - заняли Москву и засели в ней. Замысел Польского Короля Сигизмунда соединить Россию с Польшей и ввести в ней католичество. Угроза чистоте веры русского народа, основным устоям его национального и религиозного быта. И вот: «Мати Божия»! Спаси землю Русскую! – такой клич вырвался из сердец лучших сынов нашего народа. И Матерь Божия услышала этот вопль.

В Казанской иконе Своей пришла Она к полоненной Москве во главе русского народного воинства; пред нею изливали тогда мольбы и слезы свои доблестные Минин и Пожарский и только на Ея благодатную помощь надеялись в виду необычайной трудности взять силою ратною тот город, который из твердыни России, теперь превратился в крепкий оплот его врагов.

Немногочисленность, несогласованность и нестройность русского воинства. Явление во сне Епископу Арсению Преп. Сергия – молитвенные за землю родную Святорусскую и объявление ему, что, по ходатайству Богоматери, Господь на следующий же день низложит врагов. Предсказание сбылось. На другой день, т.е. 22 окт. 1613 года Кремль Московский был взят, враг изгнан, Россия стала свободной. С тех пор Казанская икона Богоматери сделалась семейною святыней всего народа Русского.

И поныне Она чаще всего видится в старинных православных домах, как священное наследие и благословение своих предков, передаваясь из рода в род. И поэтому же сегодняшний Праздник, по названию местный, - праздник известного города, - вместе с тем является торжеством общецерковным, Всероссийским, въ котором участвуют жители и Столиц, и городов, и селений, отделенных огромным расстоянием от Казани.

Будем, возлюбленные Братия, молиться сегодня пред образом Казанской Богоматери и мы все с Вами, чтобы Она пришла и к нам многострадальным сынам Св. Руси и покрыла нас Своим Божественным Покровом.

Аминь.