Новости Екатеринбургской митрополии

17 Июня 2011

Священномученик Дорофей управлял церковью в городе Тире в течение пятидесяти лет. Удалившись в необитаемые, потаенные места во время гонений Диоклетиана, он вернулся на кафедру в царствование Константина Великого и обратил ко Христу многих язычников. В 362 году, при Юлиане Отступнике, принял мученическую смерть.

Жизнь священномученика Дорофея, скрывавшегося от гонений на христиан, убеждает нас в том, что христианину позволительно уклоняться от гонений за веру. И позволительно по трем причинам.

Первая – та, что на это есть прямая заповедь Спасителя. “Когда же будут гнать вас в одном городе, - сказал Господь Своим ученикам, а через них и всем Своим верным последователям, - бегите в другой” (Мф. 10, 23).

Вторая причина та, что уклонением от гонений христиане выказывают любовь к своим гонителям, спасая их от страшной ответственности за пролитие невинной крови. Святитель Григорий Богослов говорит: “Христиане, при всем своем мужестве и готовности к терпению, должны не только иметь в виду свою пользу, но и щадить гонителей, дабы, сколько возможно, не увеличить чем-либо опасности, в какой находятся враги их”.

Третья причина та, что в этом выражается смиренное сознание своих немощей, отсутствие горделивой самонадеянности и надежда на помощь Божию. И действительно, как бы не был человек искушен житейским опытом, какого совершенства бы не достиг, он никогда не свободен от искушений, никогда не может поручиться за свою твердость, не застрахован от грехопадения.

Один инок высокой духовной жизни, стремясь к высшей степени совершенства, желал стать мучеником за Христа, но не знал, как удовлетворить свое желание, потому что Церковь пребывала тогда в мире. Он приходил к преподобному Пахомию и просил, чтобы тот умолил Бога удостоить его мученического венца. Неоднократно старец убеждал инока в том, чтобы тот не питал в сердце таких горделивых помышлений, но мужественно переносил подвиг иночества, за который и будет удостоен небесного венца. Все было напрасно. Тогда преподобный сказал: “Я помолюсь о тебе Спасителю мира, да подаст тебе случай к страдальчеству, но ты, как можно, берегись, чтобы вместо исповедания имени Христова не отвергнуться от Него в лютый час мучений; ты заблуждаешься, желая подвергнуться напасти, когда Сам Господь учит нас молиться, да не будем введены во искушение. Если же желание твое так сильно, то пусть будет по-твоему”.

Через два года после этого инок, проходя через пустыню, попал в плен к варварам-язычникам. Они сказали ему: “Приди и поклонись богам нашим”. Долго отказывался инок принести жертву языческим идолам, но, в конце концов, страх мучений и смерти заставил несчастного отречься от Христа, после чего он был отпущен на волю. Так, из-за своей самонадеянности инок подвергся тяжкому падению и погубил весь многолетний труд своих подвигов.

Если такое случилось с достаточно опытным в духовной жизни подвижником, то что говорить о нас? Можно ли нам быть самонадеянными и беспечными среди постоянных искушений и соблазнов мира? Можно ли специально желать и искать мученических подвигов и скорбей? Не лучше ли удаляться от соблазнов и усердно молить Бога, чтобы избавил нас от искушений? Кто ведет себя осторожно, чуждается дурного общества, не относится легкомысленно к людским обычаям, не потворствует своим прихотям, но живет скромно и богобоязненно, тот стоит на пути спасения, того Господь сохранит от искушений и греховных падений.

Не будем же ни высокомудрствовать, ни мечтать о себе (Рим. 12, 16), но смиренно просить у Бога помощи во всем и у Него одного искать всесильной защиты от нападений грехолюбивой плоти, мира, лежащего во зле, и дьявола, исконного врага нашего.