Новости Екатеринбургской митрополии

22 Июня 2011

В одну из «ново-тихвинских пятниц» перед слушателями миссионерских курсов Ново-Тихвинского женского монастыря выступил доктор исторических наук, профессор Уральского государственного университета А.Г.Мосин. Алексей Геннадьевич преподает на миссионерских курсах дореволюционную историю России и генеалогию.

Состоявшаяся беседа была посвящена теме «Родовая память как часть общей культуры человека». Профессор Мосин рассказал о том, как важно знать имена своих предков, историю своего рода.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Могилы праотцев моих ограждены кругом вековых дерев. Широко раскинувшиеся ветви их образовали сень над могилами: под сению покоится многочисленное семейство. Лежат тут прахи многих поколений. Земля, земля! Сменяются на поверхности твоей поколения человеческие, как на деревьях листья».

Святитель Игнатий написал это в XIX веке, а мы живем в веке XXI. Есть ли необходимость в том, чтобы помнить своих предков, знать свою родословную? Что может дать нам знание своих корней?

Алексей Геннадьевич убежден: надо помнить! Помнить и передавать историю рода следующим поколениям. Знание своих корней укрепляет семью, поскольку генеалогические разыскания могут стать общесемейным занятием, помогает человеку осознать свое место в мире, полюбить свою Родину и ее историю. В передаче традиций испокон веков проявлялась народная мудрость, в том числе и в традиции передачи имен предков подрастающему поколению.

А еще есть память молитвенная, когда молитвенно вспоминаются имена умерших родственников и испрашивается у Бога прощение их грехов и за них же совершаются добрые дела.

В познании родовой истории помогает генеалогия – наука о родстве, наука о том, что у каждого из нас были предки.

Родовая память – это хранение памяти о своих предках. Имена своих бабушек и дедушек знают все. Имена прадедушек и прабабушек, как отметил профессор Мосин, исходя из своего опыта работы, вызывают у людей затруднения: не каждый может их назвать. Если взять пятое поколение от нас – это прапрабабушки и прапрадедушки, то информация эта, как правило, бывает очень скудной. А если заглянуть еще глубже, то там вообще знания носят характер отрывочный или память совсем стерта.

В старой России. традиция родовой памяти была частью общей культуры в разных слоях общества. Детей приучали помнить историю своей семьи, знать имена предков.

Традиция почитания родовых корней была утрачена после октябрьского переворота. Тогда стало опасно хранить память о предках, принадлежавших не к пролетарским сословиям. Достаточно было иметь дома фотографии отца или деда в офицерской форме или в священнической рясе, чтобы это стало причиной доноса и репрессий. Родовую память старались стереть: уничтожали письма, дневники, фотографии.

Однако и в те годы были люди, которые хранили родовую память. По воспоминаниям Алексея Геннадьевича, в доме его бабушки (она родилась в 1908 году) на стене висел портрет ее отца Федора Евграфовича в форме царской армии.

По роду своей деятельности А.Г.Мосин встречается с людьми, которые опасаются знать свое прошлое. В годы безбожной власти безвинно погибли миллионы людей. А раз были миллионы жертв, то были и десятки тысяч палачей. Люди задают такой вопрос: как быть с этой памятью? может быть, лучше не знать о таких предках? Начать жизнь с чистого листа? Профессор Мосин так отвечает на подобные вопросы. В любом случае отказ от благодарной памяти по отношению к предкам есть своего рода предательство, потому что если они не дороги нам, то кому же они вообще дороги? Всегда лучше знать правду. Верующий человек может молиться за них, просить, чтобы Господь простил им грехи.

Профессор Мосин рассказал о том, что сейчас в нашем городе есть очень много людей, которые всерьез занимаются изучением своей родовой истории, которые понимают, как это важно, чтобы в семье хранилась память о том, кто были предки. Как важно передавать эти знания своим детям, внукам, чтобы с детства они росли в этих знаниях, в этих представлениях, в этой благодарной памяти.

Так устроено бытие человека, что одно поколение приходит на смену другому поколению.

Если мы проявим внимание, интерес, настойчивость, имена ушедших людей не затеряются, а останутся жить в грядущих веках. Тогда можно будет с уверенностью сказать, что родовая память – это часть общей культуры человека. Будем хранить благодарную молитвенную память о наших предках.

Фоторепортаж