Новости Екатеринбургской митрополии
Когда-то Почаевская икона была домашней святыней славянской семьи, проживавшей в Греции. В России икона появилась в 1559 г. Она прославилась обильными чудесами и стала одной из главных святынь Почаевского монастыря.
Нынешнее празднование чудотворному образу было установлено в честь следующих событий.
В июле 1675 года, во время польско-турецкой войны (Правобережная Украина, где находится Почаевский монастырь, в то время принадлежала Польше), к стенам монастыря подошел большой турецкий отряд. Началась осада. Игумен Иосиф, зная злобу турок и беззащитность монастыря, велел всем, даже находившимся в обители мирянам, встать на молитву. Стали петь акафист Божией Матери, и с первыми словами кондака “Взбранной Воеводе...” над храмом внезапно просиял ослепительный свет. В этом свете нападавшие и оборонявшиеся увидели Деву с омофором, а с Ней – целый сонм небесных сил. Воины в блистающих одеждах держали в руках мечи.
Сначала это видение усилило желание турок взять Почаевскую гору. Некоторые стали пускать стрелы в небесных воинов, но стрелы возвращались назад и поражали нападавших. Вскоре весь турецкий отряд пришел в смятение: побросав оружие, турки пустились в бегство.
Многие из нападавших тогда были взяты в плен, приняли христианство и остались в монастыре. Эта чудесная победа и обращение турок к истинной вере стало знаком будущего торжества православных на захваченных мусульманами славянских землях, торжества, которое благословила Сама Богородица. Много мученических венцов получили южные славяне в этой борьбе. Кстати, в монастырской летописи есть сообщение о том, что незадолго до нападения турок на обитель Почаевская икона “плакала в продолжении четырех седмиц”. Так Божия Матерь оплакивала будущих страдальцев за веру Христову.
Турки надолго запомнили свое поражение под стенами Почаева. Об этом говорит и следующий случай. В 1722 г., через 48 лет после неудачной осады, иеромонах Почаевского монастыря отец Гавриил, встретился в Константинополе с одним турком, который, узнав, что он из Почаева, спросил: “А жива ли у вас Богиня?”. Догадавшись, что мусульманин говорит о Богоматери, отец Гавриил ответил: “Жива и вечно будет жить”. “О, люта ваша Богиня! – воскликнул турок. – Мой отец погиб в Почаеве, и много наших Она погубила. Я сам тоже был там, и хоть и мал был, но хорошо помню тогдашнее бедствие...”.