Новости Екатеринбургской митрополии

15 Августа 2011

Преподобный Антоний Римлянин родился в 1067 году в Риме, в знатной и богатой семье. Родители его, православные христиане, воспитали сына в вере и любви к Богу. Когда юноше исполнилось 17, он лишился родителей, после чего половину своего наследства раздал нищим, а другую половину положил в бочку, запечатал и бросил в море. Затем святой Антоний покинул Рим, принял монашеский постриг и провел 20 лет в отдаленном скиту. За эти годы притеснения православных католиками все усиливались и наконец перешли в открытое гонение, так что монахи были вынуждены покинуть скит.

Преподобный Антоний отправился на берег моря, где поселился на большом камне и непрестанно молился, принимая пищу раз в неделю. Так прошло больше года. Однажды, во время сильного шторма, камень вместе с преподобным унесло в море. Святой Антоний уповал на Божию помощь и не прерывал молитвы. Камень не утонул, а чудесным образом поплыл по волнам, пока не остановился на берегу незнакомой реки. Это произошло накануне праздника Рождества Пресвятой Богородицы.

Местные жители заметили преподобного и поняли, что перед ними угодник Божий. Постепенно святой Антоний обучился русскому языку и узнал, что находится на берегу Волхова, недалеко от Новгорода. Вскоре он отправился к Новгородскому владыке Никите, который благословил преподобного Антония основать обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Через год после появления преподобного на берегу Волхова из реки вытащили бочку, которую святой Антоний некогда бросил в море. На деньги, вернувшиеся к нему чудесным образом, преподобный купил для монастыря село и землю. В течение 16 лет управлял преподобный Антоний обителью. Преставился он в 1147 году и был погребен в монастырском храме.

У гробницы преподобного Антония происходило множество исцелений. После того как угодник Божий явился митрополиту Новгородскому Варлааму, было принято решение перенести его мощи в новую гробницу для всеобщего поклонения. Когда вскрыли могилу, весь монастырь наполнился благоуханием. В этом же году (1597) преподобный Антоний был прославлен. В Новгороде в Рождественском соборе Антониева монастыря и по сей день хранится камень, на котором преподобный Антоний приплыл в Россию.

В жизни преподобного Антония Римлянина нельзя не увидеть явных путей Промысла Божия, охраняющего жизнь каждого человека среди бушующих житейских волн. Зная, что над нами пребывает недремлющий Промысел Божий, мы должны с детской верой и сердечной любовью уповать на него. Крепко увериться в том, что во всех случаях и обстоятельствах нашей жизни мы находимся под всеблагим надзором и попечением Отца нашего Небесного, Который подает нам все благопотребное для жизни.

"Взгляните на птиц небесных: они не сеют, не жнут, не собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? ... И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, не прядут. Но говорю вам, что и Соломон во всей славе не одевался так, как всякая из них. Итак, не заботьтесь и не говорите: "Что нам есть?" или "Что пить?" или: "Во что одеться?". Потому что всего этого ищут язычники, и потому, что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом" (Мф. 6, 26-32), - говорит нам Господь. Потому-то и учит нас наша святая вера, чтобы мы уповали не только на свой разум и силы, но и на всеобъемлющую премудрость и всемогущую силу Божию. Чтобы мы всего ожидали не только от своих трудов, забот и попечений, но и от благости и милосердия Отца Небесного. Он знает все наши нужды и подает все потребное, даже прежде нашего прошения.

Если ты счастлив и благополучен во всем, помни, что все, что имеешь, чем наслаждаешься и утешаешься в жизни - все подается тебе свыше и может быть отнято в любой момент. Если же положение твое тягостно и различные скорбные обстоятельства окружают тебя, не забывай, что есть всевидящее Око, которое знает твою скорбь и может избавить тебя от всевозможных бедствий; есть высочайшая Любовь, которая любит тебя более, чем мать свое дитя; есть щедродательная десница, готовая дать тебе все необходимое в свое время.

Но уповать на Промысел Господень должно разумно, благочестно и со страхом Божиим. Достоин ли грешник, забывающий об Отце Небесном, не исполняющий Его святых заповедей, ожидать от Него даров? Ложным было бы наше упование на Высший Промысел, если бы мы оставались беспечными в отношении к самим себе, не трудились бы в поте лица. Было бы дерзко думать, что Господь будет творить чудеса для поддержания людей праздных и ленивых, для сбережения их имущества, когда они сами расточают его; для сохранения их здоровья и сил, когда они сами разрушают их. Отеческого попечения Божия достоин только тот, кто своей жизнью и делами старается быть истинным сыном Отца Небесного, кто принимает дары Божии с благодарением, употребляет их во славу Божию и спасение души своей, кто проводит жизнь трудолюбивую и богобоязненную.