Новости Екатеринбургской митрополии

4 Октября 2011

Святой пророк Иона был преемником пророка Елисея и пророчествовал в царствие Иеровоама II, в VIII веке до Рождества Христова. Иона предсказал этому царю победу над сирийцами, самыми опасными врагами израильтян. Затем Господь повелел Ионе идти проповедовать покаяние в ассирийском городе Ниневии. Иона слишком любил свое отечество, чтобы помогать его врагам, и вместо того, чтобы исполнить волю Божию, сел на финикийский корабль и поехал в Фарсис.

Как только корабль отплыл, на море поднялась буря. Тогда решили бросить жребий, чтобы выяснить, за чью вину постигает всех такое несчастье. Жребий пал на Иону, который рассказал, за что гневается на него Господь, и велел бросить себя в море. Как только это было сделано, буря прекратилась.

Святой Иона был поглощен огромной рыбой и пробыл внутри ее три дня, по прошествии которых рыба извергла его на сирийском берегу Средиземного моря. Иона отправился в Ниневию и начал проповедовать о том, что она погибнет через сорок дней. Жители города пришли в ужас, оставили нечестие, установили всеобщий пост и надели печальные одежды. Господь, видя их раскаяние, смилостивился и отменил кару.

Между тем, Иона, устроив себе за городом шалаш, стал ожидать исполнения своего пророчества. Когда же сорок дней прошли, а город остался цел, он стал в душе сетовать на милосердие Божие к развращенным жителям Ниневии. Тогда Господь вразумил его следующим образом. Над шалашом пророка за одну ночь выросло ветвистое дерево. Иона был очень рад, что может укрыться под ним от палящих лучей солнца. Но на другой день дерево засохло и пророк был безумно огорчен потерей доставлявшего ему прохладу растения. Тогда Господь сказал ему: “Ты жалеешь о растении, которое не ты насадил, не ты и вырастил, которое в одну ночь выросло, и в одну же ночь засохло: как же Мне не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой?”.

Этот случай из жизни пророка Ионы невольно наводит на мысль о том, каким же образом мир, погрязший в беззакониях, стоит до сих пор? Почему Святой и Праведный Судья терпит грехи человеческого рода и не посылает на него заслуженной кары? Что удерживает Его? Ответ на этот вопрос поищем в указаниях слова Божия.

Когда Господь, видимо явившись в лице странников, праотцу Аврааму, беседовал с ним и когда открыл ему Свое намерение истребить беззаконных жителей Содома, Авраам задал Господу такой вопрос: неужели он погубит вместе с беззаконными и праведников? На это Господь ответил, что Он не погубил бы целого нечестивого города, если бы нашлось в нем хотя бы десять праведников. Вот, значит, кто является причиной сохранения грешного мира, при всех беззакониях людей – праведники, находящиеся среди нас.

Из жития пророка Ионы мы видели, что Господь прогневался на ниневитян, опять же, за их нечестие и греховную жизнь. Он решил истребить величайший и многолюдный город со всеми его жителями. Но пророк известил людей о гневе Божием и все горожане с верой приняли проповедь Ионы, все, от царя до последнего нищего, наложили на себя пост и обратились к Богу с мольбой о помиловании. И что же? Господь помиловал и сохранил город. Вот, значит, еще одна причина, почему Господь терпит грешный род человеческий. Это – сами грешники, но грешники кающиеся в своих согрешениях и умоляющие благость Божию о помиловании. Об этом говорит апостол: “Не медлит Господь исполнением обетования (то есть кончины и разрушения мира), как некоторые почитают то медлением, но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию” (2 Петр. 3, 9).

Есть и еще одна причина стояния грешного мира, которую мы находим в Откровении святого Иоанна Богослова. Ему было сказано: “Время близко” (Откр. 22, 10), то есть время кончины мира. Кончина мира близка, но еще не наступает. Почему? “Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще” (Откр. 22, 11). Вот намерение Божие, по которому Он милостиво откладывает еще кончину мира и рода человеческого. Господь дает время, чтобы благочестивые и праведные более преуспели в благочестии и правде, а грешные и нераскаянные более закоснели в своих грехах или, может быть, все-таки, раскаялись и обратились к Нему.

Вот причины, кроме других, нашему уму недоступных, по которым Господь щадит грешный мир. Однако же будет конец и милосердию, и долготерпению Божию. Восстанет на суд и правда Его во второе пришествие Христа на землю. Тогда взойдут праведники на небо, а грешники потонут в “озере огненном” (Откр. 20, 15). Возблагодарим же Господа, что дает еще нам время и откладывает нашу кончину и кончину мира для нашего спасения. Не истратим же это время, этот дорогой дар Божий, на пустые, тем более греховные, дела, а обратим его на пользу душе и на приобретение жизни вечной и блаженной.

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.