Новости Екатеринбургской митрополии

19 Декабря 2011

екатеринбург, «информационное агентство екатеринбургской епархии». ныне ублажаемый святитель амвросий медиоланский был сыном правителя галлии и испании. получивши отличное воспитание, амвросий был назначен правителем г. медиолана. но недолго был он правителем. в конце 374 года умер медиоланский епископ, и нужно было избрать нового епископа. открылись споры; народная толпа шумела кругом храма, где собрались епископы-избиратели. амвросий, как добросовестный правитель, счел своею обязанностью умирить народное волнение: он начал уговаривать народ, внушая ему святое дело избрания епископа вести мирно и тихо. он еще говорил, как в стихнувшей толпе вдруг раздался детский голос: «амвросий — епископ!» и в ответ на этот голосок вся толпа единодушно воскликнула: «амвросий — епископ!» после долгих колебаний амвросий, наконец, согласился быть епископом.

сделавшись так неожиданно епископом, амвросий весь отдался обязанностям своего высокого сана и повел жизнь строгую, подвижническую. все свое имущество он отчасти роздал бедным, отчасти пожертвовал в церковь. строгий к самому себе, он был строг и к порокам других, хотя бы эти другие были лица высокопоставленные; он в своих обличениях не щадил даже императоров. вот тому пример.

однажды в фессалониках произошло народное возмущение. император феодосий решил страшно наказать город мятежный. и город был наказан: в один из праздничных дней на жителей этого города неожиданно напали вооруженные солдаты и стали убивать их беспощадно, не различая правых от виновных. после этого убийства феодосий, не помышляя о тяжести своего греха, по обычаю, шел в храм; но амвросий заградил ему вход и сказал: «ты, видно, и не знаешь, сколь тяжко совершенное тобою убийство! какими очами будешь ты созерцать храм общего владыки? как прострешь руки, с которых еще каплет кровь неповинно убитых? как этими руками примешь всесвятое тело господа? как честную кровь его поднесешь к устам, когда исшедшее из них гневное слово несправедливо пролило столько крови? отойди и не умножай прежнего греха своего новым!..» император со скорбью и со слезами удалился. и только после 8-месячного раскаяния во грехе и с разрешения епископа амвросия вошел он в храм божий.

вот как древние христиане ценили святость храма божия.

храм божий – это небо на земле; жилище божие; такое святое место, выше и святее которого нет другого места на земле. храм божий – это святилище, из которого бог, отец щедрот, проливает источник благодати, и в котором верующие приемлют спасительные дары божии. так, в храме божием совершается общественное служение богу, и молитвами испрашиваются нам от бога милость, оставление грехов и спасение. в храме божием мы получаем духовное возрождение в таинстве крещения, духовное очищение в таинстве покаяния, духовное освящение в таинстве причащения. в храме божием мы слышим слово божие и научаемся быть истинными христианами. в храме божием мы получаем благословение и напутствие в жизнь будущую, загробную. вот как свят храм божий! с какими чистыми и святыми мыслями должны мы поэтому входить в это святилище, с каким страхом и благоговением мы должны стоять в храме божием! поэтому древние христиане высоко ценили святость храма: всякий порок, а тем более тяжкий грех не допускал христианина в храм божий до тех пор, пока он (христианин) не приносил всенародного покаяния. не составляли, как мы видели, исключение из этого общего правила и сами императоры.

а мы, христиане, сплошь и рядом нарушаем святость храма божия неблагочинным поведением в нем, смехом и разговорами. но особенно заметно оскорбление святости храма во время бракосочетания. многие из христиан в это время держат себя в высшей степени неприлично: разговаривают о вещах, совсем несвойственных храму божию и совершаемому великому таинству, дозволяют неприличные шутки и замечания насчет жениха и невесты, их лет, наружности, одежды; иные во все время бракосочетания ни разу не сотворят крестного знамения, отдавшись вполне одному праздному и суетному любопытству, есть и такие, которые осмеливаются почти громко смеяться в виду отверстых царских врат, иконостаса и самого престола божия, которому ангелы божии таинственно предстоят со страхом и трепетом, закрывая лица свои. если посмотреть на таких людей постороннему человеку, иноверцу, то он не поверит, чтобы это были христиане. нет, скажет он, это — враги христовы, которые вторглись в храм его, чтобы досадить ему и поругаться над святыней христианской.

возлюбленные во христе братия и сестры! будем стоять в храме божием не только во время обыкновенных церковных служб, но и во всякое другое время с верой, благоговением и страхом божиим, да не постигнет нас гнев божий.

© при использовании информации ссылка на сми
«информационное агентство екатеринбургской епархии»
(свидетельство о регистрации иа №11-1492 от 29.05.2003) обязательна.